26 ноября 2009 г.
Gartner назвал 10 главных потребительских мобильных технологий 2012 года исходя из степени их влияния на рынок и игроков отрасли с учетом потенциального дохода, лояльности пользователей, бизнес-модели, ценности для потребителя и ожидаемого проникновения на рынок.«Потребительские мобильные приложения и сервисы больше не являются прерогативой мобильных операторов, - пишет Сэнди Шэнь, директор исследования Gartner. - Растущий потребительский интерес к смартфонам, выход Интернет-игроков на мобильный рынок и появление онлайн-витрин приложений и многоплатформных сервисов снижают доминирование операторов мобильной связи. Каждый игрок будет влиять на то, как приложение доставляется и воспринимается потребителями, которые в конечном счете голосуют своим вниманием и покупательским спросом».
«В конечном счете соперничество между игроками отрасли идет за контроль над "экосистемой" и удобство пользователя, и владелец экосистемы выиграет больше всех в плане дохода и лояльности пользователей, - пишет г-жа Шэнь. - Мы прогнозируем, что большинство потребителей будут использовать не более пяти мобильных приложений за раз, и большинство будущих возможностей дадут “убойные приложения” нишевых рынков».
По оценке Gartner, 10 главных потребительских мобильных технологий в 2012 году будут включать следующие:
№1: Денежные переводы
Эта услуга позволяет переводить деньги, используя SMS-сообщения. Малая стоимость, быстрота и удобство по сравнению с традиционными возможностями очень привлекательны для пользователей на развивающихся рынках, и на большинство таких сервисов подписались по несколько миллионов клиентов уже в течение первого года. Однако тут существуют два рода проблем. Ввиду быстрого роста мобильных услуг денежных переводов в эту сферу вмешались регулирующие органы многих стран, чтобы изучить влияние на потребительские цены и безопасность, а также в плане мошенничества и отмывания денег. Кроме того, с операционной точки зрения рыночная конъюнктура варьируется, равно как и локальные ресурсы поставщиков услуг, так что им требуются разные рыночные стратегии при выходе на новые территории.
№2: LBS-сервисы
LBS-сервисы (location-based services) означают услуги, предоставляемые с учетом местоположения пользователя; они являются частью контекстно-зависимых услуг, которые, как ожидает Gartner, будут одним из рынков взрывного роста в ближайшие несколько лет. Gartner прогнозирует, что база пользователей LBS во всем мире увеличится с 96 млн. в 2009 году до более чем 526 млн. в 2012 г. Gartner ставит LBS-сервисы на 2-е место в своем списке топ-10 ввиду их высокой ценности для потребителей и влияния на лояльность пользователей. Ценность обусловлена их высоким потенциалом удовлетворить широкий спектр потребностей в диапазоне от повышения продуктивности и достижения показателей до «социальных сетей» и развлечения.
№3: Мобильный поиск
Конечная цель мобильного поиска - привнести возможности продаж и маркетинга на мобильный телефон. Чтобы достичь этого, нужно прежде всего сделать такой поиск максимально удобным и результативным для пользователей. Эта технология поставлена на 3-е место ввиду ее большого влияния на инновации в ИТ и доход отрасли. Потребители выбирают те или иные удобные им услуги поиска, но, в отличие от одного-двух поисковиков в Интернете, Gartner ожидает, что в случае мобильного сервиса эта лояльность будет охватывать ряд избранных поставщиков, которые предложат уникальные возможности.
№4: Мобильный Интернет
Мобильный веб-серфинг широко доступен сегодня; его обеспечивают свыше 60% мобильных телефонов, проданных в 2009 году, а в 2013 году Gartner ожидает, что эта цифра увеличится приблизительно до 80%. Gartner поставил эту технологию на 4-е место ввиду ее большой привлекательности для компаний любого размера и рода деятельности. Системы, использующие Web на сотовом телефоне, способны принести высокую отдачу на инвестиции. Их преимущество в гораздо меньшей стоимости разработки, чем традиционного ПО, в использовании множества готовых инструментов и навыков, и большей гибкости как в предоставлении услуг, так и быстроте обновления. Поэтому Web на мобильном телефоне будет важной частью большинства корпоративных стратегий, ориентированных на потребителя (B2C).
№5: Мобильное мониторирование
Мобильное мониторирование (health monitoring) - это использование ИТ и мобильной связи для дистанционного контроля за состоянием здоровья пациентов. Оно может помочь государственным органам, лечебным учреждениям и организациям в сфере здравоохранения снизить затраты, связанные с хроническими заболеваниями, и повысить качество жизни своих пациентов. На развивающихся рынках мобильность услуги имеет большое значение, так как в большинстве этих регионов зона покрытия мобильной связи гораздо шире, чем стационарной сети. В настоящее время мобильное мониторирование находится на ранней стадии зрелости и принятия рынком, и внедрение ограничивается лишь пилотными проектами. В будущем отрасль сможет монетизировать этот сервис, предложив лечебным учреждениям готовые пакеты, услуги и решения для мобильного мониторирования.
№6: Мобильные платежи
Платежи с помощью мобильного телефона обычно преследуют три цели. Во-первых, это способ заплатить, когда есть несколько альтернатив. Во-вторых, это расширение онлайн-платежей с простым и удобным доступом. В-третьих, это дополнительный фактор аутентификации, повышающий уровень безопасности. Мобильные платежи включены в список топ-10 ввиду множества затрагиваемых сторон (операторы мобильной связи, банки, торговые организации, вендоры устройств, регулирующие органы и потребители) и растущего интереса как развитых, так и развивающихся рынков. Ввиду большого выбора технологий и бизнес-моделей, а также регулятивных требований и местных условий рынок мобильных платежей будет очень фрагментированным. Здесь не будет типовых методов внедрения, и сторонам нужно будет найти работающее решение в каждом конкретном случае.
№8: Мобильная реклама
Реклама на мобильных телефонах продолжает расширяться во всех регионах в условиях экономического спада, движимая интересом рекламодателей к этой новой возможности и растущим использованием смартфонов и беспроводного Интернета. Общие расходы на мобильную рекламу в 2008 году составили 530,2 млн. долл., и Gartner ожидает, что в 2012 г. эта цифра вырастет до 7,5 млрд. долл. Мобильная реклама включена в список топ-10, поскольку она будет важным способом монетизации контента мобильного Интернете, предлагая конечным пользователям бесплатные приложения и услуги. Мобильный канал рекламы будет частью более крупных рекламных кампаний в различных СМИ, включая ТВ, радио, прессу и наружную рекламу.
№9: Мобильный IM
Цена и вопросы удобства долго тормозили принятие мгновенного обмена сообщениями (IM) с сотовых телефонов, а коммерческие барьеры и неопределенность бизнес-модели мешали широкому внедрению и продвижению операторами связи. Gartner включил мобильный IM в список топ-10 ввиду латентного пользовательского спроса и потенциала рыночной конъюнктуры, которые открывают путь его будущему принятию. Он особенно привлекателен для пользователей на развивающихся рынках, которые полагаются на мобильный телефон как свой единственный канал связи. Мобильный IM открывает также возможность для мобильной рекламы и использования «социальных сетей», доступ к которым встроен в некоторые более мощные клиенты мобильного чата.
№10: Музыка на мобильном телефоне
До сих пор этот рынок не может по-настоящему стартовать, за исключением рингтонов и сигналов обратного вызова, которые превратились в многомиллиардный бизнес. С другой стороны, было бы несправедливо списывать ценность музыки на мобильном телефоне, так как потребители хотят слушать любимые песни всегда и везде. Мы наблюдаем попытки различных игроков выйти на этот рынок с новаторскими бизнес-моделями, включая пакеты устройств или услуг, чтобы решить проблемы цен и удобства. Сайт iTunes уже имеет огромную армию пользователей, и этот опыт показывает, что рынок готов платить за качественные услуги.
Источник: Gartner