3 декабря 2009 г.
Несмотря на экономию от масштаба, предлагаемую поставщиками общедоступного «облака», сервисы частного облака будут превалировать в обозримом будущем, указывает Gartner Inc.В период до 2012 года ИТ-подразделения потратят больше денег на инвестиции в сервисы частного облака, чем на общедоступные предложения поставщиков.
Согласно определению Gartner, услуги общедоступного облака (public cloud) - это модель, в которой масштабируемые и эластичные ИТ-сервисы предоставляются как услуга сторонним заказчикам через Интернет, а сервисы частного облака (private cloud) - это модель, в которой такая функциональность предоставляется как услуга внутрикорпоративным пользователям через Интернет.
«Существующие ИТ-архитектуры и процессы могут быть просто заменены “облаком”, - сказал Том Биттман, вице-президент и ведущий аналитик Gartner. - Но реальное будущее ИТ-подразделений - это некое сочетание того и другого. Крупные организации сохранят ИТ-подразделение, которое управляет внутренними ИТ-ресурсами и занимается внедрением; что-то из этого станет частным “облаком”. ИТ-подразделения примут на себя также ответственность за предоставление ИТ-сервисов, решая, когда использовать сторонних провайдеров, когда внедрять у себя, а когда сочетать то и другое».
Сервисы частного облака будут шагом к будущим услугам общедоступного облака, и со временем процесс перехода будет охватывать как частные, так и общедоступные сервисы в виде гибридной модели. Так что для многих крупных организаций сервисы частного облака потребуются на многие годы, быть может, десятилетия, пока общедоступные услуги не станут зрелыми.
Вовремя сделанные инвестиции в сервисы частного облака, говорят аналитики Gartner, помогут организациям легче перейти к постепенному использованию общедоступных услуг облака в будущем. Определив перечень сервисов, которые должны быть перемещены в облако в тот или иной срок, организации должны оценить отдачу на инвестиции в разработку сервисов частного облака в ожидании, пока предложения на рынке станут более зрелыми.
«Большая часть инвестиций в сервисы частного облака подготовит организации к общедоступным услугам «в облаке». Эти инвестиции - не просто перемены в ИТ; но также перемены в процессах, культуре и интерфейсе бизнеса в целом, - сказал Биттман. - Лучше начать их раньше, а не позже; это поможет организациям принять более верные решения по использованию облака, а в будущем облегчить переход к общедоступным услугам».
Также, организации должны понимать, что одни ИТ-сервисы подлежат переносу в облако, а другие требуют более тесной интеграции и увязки с внутренними бизнес-процессами. После того как решено, что данный сервис имеет смыл перенести в облако, следует принять еще одно решение: оправданно ли ждать пока появится зрелое общедоступное облако таких услуг или же лучше для начала разработать частное облако с этими сервисами.
«Разные сервисы будут иметь разный маршрут в будущее - некоторые потребуют тесной интеграции, тонкой адаптации и дифференциации для конкретного бизнеса, - сказал Биттман. -Другие потребуют независимости, простого интерфейса, стандартизации и универсальности и поэтому являются потенциальными кандидатами для облака».
Чтобы правильно сделать выбор, сказал Биттман, крупным организациям следует создать команды динамичного обеспечения, принимающие каждодневные решения о выборе поставщика или источника. Эти команды будут выстраивать и комбинировать сервисы в облаке, чтобы они отвечали деловым потребностям.
Мелкие компании вряд ли располагают требуемой квалификацией, чтобы эффективно выстраивать сервисы облака, и поэтому будут опираться на посредников, которые возьмут на себя ответственность за выполнение требований к уровню обслуживания в целом. Скорее всего, это будут специалисты в конкретных отраслях, которые смогут монетизировать свои знания и более глубокое понимание рынка вычислений в облаке и умело использовать этот быстро меняющийся рынок, чтобы находить лучшие варианты при возможно меньших затратах.
Биттман предложил следующий план действий в три этапа для ИТ-директоров, менеджеров ИТ и руководителей бизнеса, планирующих будущее сервисов в облаке для своих организаций:
Сейчас:
- Поэкспериментировать с облаком, чтобы понять, что уже подходит для корпоративной среды
- Сформулировать принятие сервисов в облаке в масштабе всей организации
В ближайшие 3 месяца:
- Использовать виртуализацию как катализатор модернизации корпоративных ИТ
- Очертить спектр требуемых сервисов
- Разработать стратегии для сервисов и частного облака
- Выявить новые возможности для организации, открываемые моделью облака
В ближайший год:
- Разработать общую стратегию сервисов в облаке
- Построить систему динамичного выбора источников и предоставления сервисов
Источник: Пресс-служба Gartner