16 декабря 2009 г.

Компания «Делойт» представляет результаты международного исследования «Праздничное настроение 2009», которое проводится двенадцатый год подряд и представляет собой анализ потребительской активности в период новогодних/рождественских праздников.

В этом году в исследовании приняли участие 18 стран. Впервые в исследование были включены такие страны как Польша и Люксембург.Опрос проводился по репрезентативной выборке для каждой из стран-участниц с использованием интернет-панели по аналогичной для всех стран анкете, и общее число опрошенных по всем странам составило 17 567 человек. Россия участвует в данном проекте четвертый год подряд.

В октябре 2009 года в России был проведен онлайн-опрос среди 706 человек в возрасте от 18 до 65 лет в 6 городах с численностью населения более одного миллиона человек (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге).

Ситуация экономической нестабильности, которую отмечали жители Западной Европы еще в конце прошлого года, стала очевидной для российских жителей гораздо позднее, поэтому данные опроса нынешнего года показывают, что покупательские настроения россиян менее оптимистичны, чем в прошлом году.

«В условиях финансового кризиса предновогодние продажи требуют от ретейлеров большей изобретательности в борьбе за кошелек покупателя. Тот, кто сможет привлечь наиболее интересными предложениями или акциями и сохранить набранный темп в следующем году, тот и выйдет победителем. Уже сейчас надо смотреть в посткризисный период и стараться изменить покупательские предпочтения, сложившиеся в течение кризиса» – комментирует партнер «Делойта», СНГ Егор Метелки, руководитель группы по обслуживанию предприятий розничной торговли в СНГ.

Экономические оценки
Оценивая текущее состояние экономики, 25% опрошенных отметили экономическую стабильность, еще 8% - рост и 51% считает, что экономика нашей страны сейчас переживает спад, тогда как остальные 16% затруднились ответить на этот вопрос. По данным 2008 года, 38% отмечали стабильность, 16% считали, что экономика страны находится на стадии роста, а 26% полагали, что происходит снижение экономических показателей.

В прогнозах на будущее российские респонденты довольно оптимистичны – 36% полагают, что экономическое положение в 2010 году улучшится, 24% не ждут изменений и думают, что все останется на прежнем уровне, 27% считают, что впереди еще предстоят сложности и ситуация ухудшится.

На вопрос о том, влияет ли кризис на личное финансовое положение, 57% респондентов ответили утвердительно. В 2008 году такой ответ дали около 20% опрошенных.

Ответы россиян отличаются от тех, которые дают европейцы – в среднем по странам Европы около 40% респондентов ощущают на себе влияние кризиса. В тоже время важно отметить, что оценки реальных возможностей относительно предпраздничных покупок выше, чем общие оценки своего финансового положения.

«Кризис в большей степени в головах, чем в кошельках покупателей», – комментирует Александр Дорофеев, партнер “Делойта”, руководитель группы по обслуживанию компаний потребительского сектора и транспорта в СНГ. – Необходимо использовать новые маркетинговые технологии и усиливать узнаваемость брендов для перелома ситуации и увеличения потребления».

Влияние кризиса на планирование «праздничных» расходов

Отвечая на вопрос о своей покупательской способности по сравнению с тем же периодом прошлого года, 37% россиян отметили, что могут потратить столько же, 44% располагают меньшими ресурсами, а 19% готовы увеличить сумму расходов на предпраздничные покупки.

Основной причиной уменьшения расходов 80% называют сегодняшнюю атмосферу кризиса, тогда как 54% их числа тех, кто намерен увеличить расходы, делает это не столько ввиду увеличения своих доходов, а сколько ради того, чтобы поднять себе настроение.

Более половины россиян планируют покупать подарки тем же людям, что и в прошлом году (55%). Те потребители, которые все-таки будут сокращать бюджет за счет уменьшения числа подарков, прежде всего, сэкономят на подарках коллегам (25% опрошенных).

При совершении предпраздничных покупок потребители больше, чем раньше склоняются к выбору полезных, продуманных подарков, отказываются от импульсивных решений, выбирая товары с большим сроком службы, новинки, которые действительно имеют существенные преимущества и качественно отличаются от аналогичных и уже существующих на рынке товаров.

74% российских и 68% европейских потребителей ответили, что будут покупать в подарок полезные вещи.

Предпраздничные расходы
В среднем каждый респондент намерен купить около 12 подарков и предполагает потратить на каждый из них 700-800 рублей. Общая сумма «новогоднего бюджета», включая и подарки, и траты на еду и на развлечения, составит около 16 700 рублей. Половина расходов придется на подарки – около 8 400 рублей, около 5 300 рублей – на еду и около 3 000 рублей на развлечения.

При сравнении данных 2008 и 2009 года важно учитывать курсовую разницу местных валют по отношению к евро, так как указанные сумму посчитаны по курсу, действительному на момент проведения опроса.


Выбор подарков
Больше всего российские потребители хотели бы получить подарок в денежном эквиваленте ─ 49% выбрали именно такой вариант. Уже не первый год данная позиция лидирует среди потребительских предпочтений, однако только в этом году число желающих получить деньги в качестве подарка возросло в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Также высокие позиции среди желаемых подарков занимают ноутбуки и традиционно косметика.

Вопреки ожиданиям, россияне, скорее всего, получат в подарок косметику и парфюмерию (51%). Второй по популярности подарок ─ книги (34%). На деньги могут рассчитывать около 25% опрошенных.

Какие подарки Вы лично хотели бы больше всего получить?

Десять самых популярных подарков 2009:
Деньги - 49%
Ноутбук - 38%
Косметика/парфюмерия - 37%
Ювелирные изделия/часы - 33%
Книги - 32%
Путешествия - 31%
Мобильные телефоны (кроме iphone) - 27%
Подарочные сертификаты - 26%
Украшение для интерьера - 26%
Одежда/обувь - 25%


Какие из следующих подарков Вы планируете подарить Вашим друзьям и членам семьи в этом году (не включая детей и подростков)?

Десять самых популярных подарков 2009:
Косметика / парфюмерия - 51%
Украшения для интерьера - 37%
Конфеты - 35%
Книги - 34%
Деньги - 25%
CD диски / музыка - 23%
Одежда/обувь - 23%
Ювелирные изделия / часы - 21%
Подарочные сертификаты - 19%
Продукты питания / напитки - 18%


Место покупок и критерии выбора
Основным местом приобретения продуктов питания к праздничному столу являются гипермакерты, которые лидирует среди предпочтений российских потребителей уже несколько лет подряд, потому как в наибольшей степени отвечают потребностям покупателей ─ сосредоточенный в одном месте широкий ассортимент продукции по привлекательным ценам.
93% опрошенных назвали «большой ассортимент» основным требованием к продуктовому магазину, а для 92% критерий «соотношение цены и качества» определяет выбор места покупки.

При выборе подарков потребители, прежде всего, озадачены тем, чтобы купить действительно нечто нужное и полезное, и избежать спонтанных покупок, поэтому критерий большого ассортимента перестает быть первостепенным, и большая часть покупателей выбирает для покупок подарков местные универмаги (56%). На втором месте в числе приоритетов остаются гипермаркеты (49%), на третьем – супермаркеты (36%), далее предпочтения на стороне специализированных магазинов, например, магазинов игрушек или спортивных товаров – 29%, а 27% опрошенных остановят свой выбор на торговых центрах.

Источник: Пресс-служба компании «Делойт», СНГ