11 февраля 2010 г.
Кризис безусловно негативно отразился на бизнесе всех без исключения отечественных компаний, как крупных, так и небольших, как дилеров, так и дистрибьюторов. О том, какие действия предприняла дистрибьюторская компания 3Logic в кризисном 2009 г. для сохранения своего бизнеса и как она оценивает перспективы работы в ближайшем будущем, рассказал ее президент Александр Башлыков.По его словам, компания активно не участвует в поставке компонент для сборки ПК и серверов, продаваемых корпоративным клиентам, но даже она зафиксировала снижение объемов спроса на корпоративном сегменте рынка на порядок по сравнению с 2007-2008 гг.
«Практически всех поставщиков комплектующих, и нас в том числе в 2009 г. выручила розница», - утверждает Александр Башлыков. Он напомнил, что когда в ноябре-декабре 2008 г. в России начался кризис, многие дистрибьюторы строили пессимистические прогнозы на январь-февраль 2009 г., а они не оправдались – на нашем рынке возник заметный спрос на комплектующие. В I квартале прошедшего года товара на рынке не хватало, и потому в этот период продажи 3Logic были достаточно высокими. «Во второй половине года спрос со стороны розницы продолжал расти, в результате чего оборот нашей компании в целом за 2009 г. сократился по сравнению с 2008 г. не столь значительно, как этого можно было ожидать», - заявил президент 3Logic.
Но, конечно, дистрибьютор предпринял ряд шагов для того, чтобы поддержать свой оборот. Во-первых, компания постаралась расширить свою партнерскую сеть, структура которой в прошедшем году претерпела большие изменения, что объясняется стремлением дистрибьютора избежать финансовых рисков. Как объяснил Александр Башлыков, 3Logic практически перестала взаимодействовать с крупными региональными субдистрибьюторами, зато напрямую начала обслуживать их клиентов - средние и небольшие компании, у которых открыты свои магазины в регионах.
Вторым шагом дистрибьютора стало увеличение ассортимента предлагаемых продуктов, что позволило наращивать продажи за счет товарных позиций, которых раньше не было в его продуктовом портфеле. С этой целью в 2009 г. 3Logic заключила несколько дистрибьюторских соглашений с новыми вендорами. «Поскольку в нашем обороте продажи системных и графических плат составляют более 50%, то два контракта, заключенных с компаниями Gigabyte и Pegatron, стали самыми перспективными для дальнейшего развития бизнеса 3Logic», - считает Александр Башлыков. Он отметил, что продукция Gigabyte весьма востребована в рознице, где она фактически представлена наравне с продукцией ASUS, и контракт с Gigabyte позволил дистрибьютору расширить число партнеров – розничных продавцов.
Второй контракт с Pegatron, производственной компанией, которая образовалась в результате реформирования ASUSTeK и производит продукцию для всемирно известных ОЕМ-производителей оборудования, в том числе для ASUS, дал возможность 3Logic начать поставки графических и системных плат партнерам - сборщикам ПК. Причем, по мнению Александра Башлыкова, наличие у Pegatron мощной производственной базы позволяет ей выпускать продукты с хорошим соотношением цена/качество, а проводимые НИОКР обеспечивают вендору возможность применения в своих продуктах наиболее современных технологий. «Таким образом каждый из вендоров - поставщиков компонент для сборки ПК занял в нашем портфеле предложений определенную нишу, и мы не опасаемся продуктового конфликта в канале», - сказал президент 3Logic.
Кроме того, согласно новому контракту дистрибьютор начал поставлять неттопы Pegatron, дополнив свое предложение для розницы, куда ранее уже поставлялись неттопы Foxconn. Как отметил Александр Башлыков, тенденция к миниатюризации продуктов наблюдается на рынке не первый год, и продажи неттопов, как типичных представителей этой тенденции, в мире растут. В несколько консервативной России этот новый сегмент рынка ПК растет с определенным отставанием, однако, он считает, что в 2010 г. неттопы начнут «отъедать» свою долю у традиционных настольных ПК. Его уверенность в наличии спроса на неттопы на нашем рынке подкрепили их продажи – несмотря на то, что первые партии неттопов поступили к партнерам в октябре-ноябре 2009 г., но уже в декабре дилеры начали повторные их закупки у дистрибьютора. В 2010 г. 3Logic планирует расширить спектр предложения неттопов, поставляя большее число моделей разной конфигурации по более низким ценам, что будет еще более привлекательно для потребителей.
В то же время Александр Башлыков рассказал о негативном опыте 2009 г., когда его компания предприняла попытку начать продавать нетбуки. «Причина неудачи была не в том, что продукты оказались невостребованными, а в неправильном отношении к каналу вендора, который поставил нетбуки нашим дилерам и крупным розничным продавцам по разным ценам. При том, что мы продавали их дилерам без наценки, цены нетбуков для дилеров были на 15-20% выше розничных цен, по которым они продавались в магазинах сети «Эльдорадо». Но так в России не поступают, и в результате наши партнеры, закупившие первую партию нетбуков, отказались продавать продукты этого вендора, а вендор потерял доверие канала», - сказал руководитель 3Logic.
Оценивая перспективы работы на нашем рынке в наступившем году, Александр Башлыков считает, что 2010 г. будет очень трудным. Он объясняет это тем, что с начала 2009 г. практически все вендоры начали вести себя очень осторожно, заняли выжидательную позицию, желая увидеть, как будет развиваться ситуация на российском рынке. Вендоры не давали дистрибьютору денег на развитие бизнеса, не подтверждали свои маркетинговые планы и программы по продвижению продукции. «Но уже у конце 2009 г. вендоры начали строить планы активной борьбы за российский рынок и увеличение своей доли на нем. Например, ASUS безусловно попытается расширить свое присутствие на розничном рынке, оказывая давление на Gigabyte. В свою очередь Gigabyte будет стремиться наладить поставки для крупных производителей ПК, поскольку в прошедшем году компания ориентировалась преимущественно на взаимодействие с небольшими региональными сборщиками. По моему мнению, предстоит нешуточная схватка между всеми крупнейшими брендами за захват нашего рынка.
Соответственно предстоит сильная борьба между дистрибьюторами, которых вендоры «нагружают» программами продвижения своих продуктов и планами продаж и которые неизбежно будут вовлечены в эту схватку», - полагает президент 3Logic.
Источник: Владимир Смирнов, CRN/RE