18 февраля 2010 г.
Компания «Русские Навигационные Технологии» (РНТ) объявляет итоги работы в 2009 году, стратегию и планы развития на ближайшие годы.В прошедшем году компания существенно увеличила масштабы бизнеса, укрепила свои позиции на ключевых сегментах рынка мониторинга транспорта, выполнила ряд крупных проектов и вышла на перспективные сегменты рынка. При этом РНТ разработала платформу нового поколения, подготовилась к началу масштабной деятельности на зарубежных рынках, а также завершила внутренние преобразования, необходимые для сохранения темпов роста.
В 2009 году компания «Русские Навигационные Технологии» превысила запланированные параметры: выручка увеличилась на 169,3% (в 2008 г. – на 112,76%) и достигла 209,5 млн. руб. Показатели РНТ соответствуют динамике рынка, объем которого в 2009 году удвоился (в штучном выражении). При этом основная часть доходов компании по-прежнему связана с внедрением решений на базе её флагманской разработки – системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга и контроля «АвтоТрекер». Отметим также, что компания «Русские Навигационные Технологии» является одним из наиболее успешных проектов Фонда «ВТБ Венчурный», созданного по программе Российской Венчурной Компании (РВК), которому с 2008 года принадлежит доля РНТ.
В настоящее время порядка половины оборота компании приходится на крупные коммерческие предприятия, 10-12% – на госсектор, остальное – на средний и малый бизнес. Сегодня бортовое оборудование «АвтоТрекер» установлено на более чем 60 тыс. единиц транспорта, что, по оценкам компании, превышает 25% всего российского парка транспортных средств, подключенных к системам мониторинга.
Компания строит свои планы на ближайшие годы исходя из того, что, по её оценке, рынок мониторинга транспорта в настоящее время освоен лишь на 5-6%, а в перспективе его объем будет ежегодно увеличиваться в два-три раза. Этот прогноз опирается на совокупное действие трёх основных факторов роста. Во-первых, множество предприятий-заказчиков пришло к осознанному желанию повысить управляемость и снизить расходы на транспорт, а также интенсифицировать его использование.
Система мониторинга является практически безальтернативной технической основой решения этой задачи. Во-вторых, существует огромный неудовлетворенный спрос в таких системах со стороны предприятий с небольшим числом машин, причем этот рынок практически недоступен для традиционных проектных схем, оптимизированных под крупные предприятия. В-третьих, действующая нормативная база предписывает полное оснащение к 2012 году всего транспорта в госсекторе ГЛОНАСС–приемниками, а для владельца транспорта именно система мониторинга является наиболее быстрым и экономически осмысленным способом извлечения пользы из этого оборудования.
В 2009 году компания «Русские Навигационные Технологии» выполнила важные реструктуризационные проекты, направленные на создание инфраструктуры для стабильного длительного роста на 100 и более процентов ежегодно. Среди них отметим: изменение технологии разработки (прежде всего, в части документирования и тестирования); внедрение новой системы логистики базовых комплектующих, «полуфабрикатов» (почти готовых подсистем) и готовых изделий, а также переход на иерархическую систему складов, позволяющую оптимизировать управление товарными запасами при выполнении плановых и незапланированных проектов; создание резерва модулей ГЛОНАСС, на которые существует дефицит, и запаса комплектующих, необходимого для длительного сервисного сопровождения внедренных систем разных поколений. Новая система рассчитана на пиковую нагрузку 500-1000 комплектов в сутки и при необходимости может быть масштабирована.
Краткосрочная перспектива
Компания ориентируется на продолжение эволюционного развития рынка мониторинга, основными потребителями при этом остаются крупные предприятия, внедряющие системы мониторинга как часть собственной ИС.
Важнейшими задачами на этом пути РНТ считает повышение в структуре цены проекта доли ПО, сервиса и интеллектуальной составляющей, а также значительное увеличение числа проектов, где используются расширенная конфигурация бортового оборудования и специализированные отраслевые и «горизонтальные» решения. Отметим, что в настоящее время большинство систем навигации, внедренных на российском рынке, использует датчики глобального позиционирования и уровня топлива, что позволяет на 30% снизить затраты на транспорт. Однако при внедрении дополнительных специализированных программных модулей, более широкой номенклатуры датчиков и исполнительных элементов предприятия могут получать дополнительную выгоду, достигающую 20-25%. Сегодня система прямых продаж и дилерская сеть РНТ переориентированы на продвижение проектов указанного типа.
Одним из ключевых инструментом выполнения этой задачи стал значительно расширенный в 2009 году портфель типизированных решений компании «Русские Навигационные Технологии». В настоящее время в него входят разработки для горнодобывающей промышленности, строительной отрасли, нефтегазового сектора, грузоперевозок, такси, скорой помощи и др.
В 2010 году компания планирует значительно расширить свое присутствие на ряде рынков, примыкающих к мониторингу транспорта. Значительный интерес здесь представляют железнодорожный и речной транспорт, контроль грузоперевозок (автономные решения для контроля перевозок и управления сложным спецоборудованием), сельское хозяйство, телеметрия (заказчику выгодно иметь единую платформу и инфраструктуру для мониторинга подвижных и стационарных объектов).
Техническим фундаментом реализации этих планов наряду с расширением и совершенствованием типовых решений является наращивание функциональности бортового оборудования. Важнейшим шагом в этом направлении станет завершение разработки новой платформы бортового оборудования и вывод на рынок в первой половине 2010 года нового поколения продуктов линейки «АвтоТрекер».
Напомним, что компания «Русские Навигационные Технологии» была пионером использования в системах мониторинга интеллектуальных бортовых блоков, способных взаимодействовать практически с любым дополнительным оборудованием, проводить автономную логическую обработку низкоуровневой информации по сложным правилам и полноценно управлять различными исполнительными устройствами даже без связи с диспетчерским центром.
Создание новой платформы, на проектирование которой ушло полтора года, означает следующий шаг в этом направлении – переход к интеллектуальной бортовой сети. В ней все бортовые устройства имеют цифровые интерфейсы, для их взаимодействия используется единая цифровая магистраль, на разных участках которой могут применяться проводные и беспроводные технологии.
Кроме того, внутри бортовых блоков начинает использоваться ОС реального времени, что значительно упрощает расширение их функциональности, взаимодействие с новыми видами оборудования, реализацию сложных автоматических процедур самодиагностики и восстановления. Одновременно, значительно упростятся установка, настройка, тестирование и сервисное обслуживание бортовой сети, а ноутбук станет главным инструментом сервисного мастера. Отметим, что разработка нового бортового блока основывалась на многолетнем опыте практического применения оборудования в различных отраслевых проектах и в самых тяжелых российских климатических условиях, что обеспечит его надежную работу в любой точке страны.
Стратегическое развитие
В 2009 году компания «Русские Навигационные Технологии» начала целенаправленную работу с госсектором. Значительное расширение этой деятельности – приоритетная задача РНТ на ближайшие годы. Здесь компания работает сразу по нескольким направлениям. Первым является тесное сотрудничество со всеми российскими производителями чипов ГЛОНАСС для максимально быстрого внедрения нового поколения приемников в товарную линейку «АвтоТрекер». Второе – это расширение каналов продаж и активное участие в тендерах. Наконец, третье направление – разработка специализированных решений для госсектора, требующая совершенно иного подхода, для реализации которого в компании создано отдельное софтверное подразделение.
Революционным элементом долгосрочной стратегии РНТ является активная работа с новым сегментом рынка мониторинга – предприятиями среднего и малого бизнеса с небольшим транспортным парком (от 10–50 до нескольких единиц техники). Эффективность использования автомобилей и другие преимущества мониторинга исключительно важны для таких предприятий, при этом здесь хорошо работает идея экономии, а решения принимаются оперативно, но стандартная практика реализации проектов в данном сегменте не подходит. Соответственно, компания «Русские Навигационные Технологии» намерена опираться на новую для российского рынка мониторинга операторскую модель бизнеса, реформируя подход к продажам.
По мнению компании «Русские Навигационные Технологии», именно операторская модель является магистральным направлением развития рынка мониторинга в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В частности, именно в рамках этой модели возможна не только работа с малыми предприятиями, но и с частными потребителями, а также широкое внедрение пакетов услуг и формирование российского рынка LBS (Location Based Services). Элементы данной модели были отработаны РНТ в прошедшие годы и прошли жесткую проверку кризисом. Так, абонентские платежи не упали даже у предприятий, где интенсивность использования транспорта резко снизилась.
В качестве первого шага компания «Русские Навигационные Технологии» уже в ближайшее время предложит предприятиям SMB специальное решение, в котором функция мониторинга будет предоставляться как услуга с ежемесячной оплатой, зависящей от набора сервисов.
Широкое внедрение операторской модели предполагает постепенное развертывание инфраструктуры хостинга, формирование пакетов услуг с хорошими рыночными перспективами, создание тарифных планов и внедрение биллинга, а также разработку и внедрение максимально автоматизированной технологии подключения абонента, управления пакетом услуг, мониторинга качества сервиса и др. Кроме того, движение к операторской модели потребует внедрения партнерами бизнес-процессов, обеспечивающих гарантированный уровень сервиса для большого числа разнотипных абонентов, а также использования систем CRM и новых инструментов маркетинга и продаж. Более того, переход на операторскую модель требует значительных инвестиций, и компания РНТ готова в этом помогать своим партнерам. Поддержка РНТ будет также опираться и на архитектурные особенности системы «АвтоТрекер», и на опыт предоставления коммерческих сервисов мониторинга, и на новые разработки, которые начались в 2009 году и активно ведутся в настоящее время.
С 2010 года компания «Русские Навигационные Технологии» начинает активно работать на зарубежных рынках. Первостепенный интерес здесь представляют страны СНГ, некоторые Арабские страны, страны Латинской Америки. На зарубежных рынках компания будет действовать через местных партнеров, при этом основной объем работ будут выполнять специалисты РНТ. В настоящее время уже имеются реальные планы проектов на десятки тысяч единиц техники, при этом первые зарубежные проекты уже находятся на стадии реализации. В долгосрочной перспективе на зарубежные рынки будет приходиться не менее половины сбыта.
Компания уверена, что система «АвтоТрекер» имеет серьезные экспортные перспективы. Во-первых, западные системы мониторинга предлагаются как опция к логистическим услугам, а система «АвтоТрекер» разработана как самостоятельное решение, внедряемое на крупном предприятии по проектной модели. При этом РНТ имеет уникальный опыт создания крупных диспетчерских центров. Во-вторых, большой технологический опыт по разработке оборудования делает решения российских разработчиков наиболее конкурентоспособными. В-третьих, в «АвтоТрекер» используются сразу две системы глобального позиционирования (GPS и ГЛОНАСС), что не только повышает надежность и точность определения координат, но и является важным для проектов, имеющих геополитическое значение. Наконец, российская система мониторинга имеет определенные ценовые преимущества, вытекающие из более низкой себестоимости интеграционного сервиса и разработки высокотехнологичного ПО.
Партнерская сеть
Компания «Русские Навигационные Технологии» считает партнерскую сеть ключевым элементом в системе расширения бизнеса и совершенствования системы «АвтоТрекер». Напомним, что в сентябре 2008 года РНТ привлекла значительные инвестиции, в том числе и на развитие сети продаж, и сегодня эта сеть (13 представительств и более 60 партнеров) эффективно работает во всех регионах РФ, обеспечивая порядка 25% выручки.
В настоящее время экстенсивный период развития сети завершен, и с 2010 года начинается её интенсивное развитие. Партнерам новая стратегия работы с сетью была представлена на Дилерском съезде в конце 2009 года. В результате ее реализации доля дилерских продаж вырастет в два раза, одновременно повысится маржа в проектах.
На новом этапе компания «Русские Навигационные Технологии» в каждом регионе делает ставку на значительное повышение уровня сотрудничества с наиболее активными партнерами, которые смогут поддержать все вышеперечисленные инициативы. Для различных типов партнеров разработаны разные схемы работы, причем РНТ окажет комплексную поддержку предприятиям, стремящимся выйти на новый уровень сотрудничества. В частности, будут значительно расширены информационная поддержка партнеров, обмен наилучшими бизнес-практиками и логистические сервисы. Более жесткими станут обязательства РНТ по отношению к партнерам, начнется внедрение элементов франчайзинга. В итоге, компания «Русские Навигационные Технологии» и ее партнерская сеть должны предстать перед заказчиком как «мегаструктура», в которой действуют единые стандарты качества услуг, уровня сервиса и компетентности.
Источник: Пресс-служба компании «Русские Навигационные Технологии»