12 марта 2010 г.
Изменения покупательского спроса на фоне удорожания заемного финансирования и неготовности банков идти на уступки в вопросах кредитования стали основными факторами, повлиявшими на компании розничной торговли в период финансово-экономического кризиса. Таков один из основных выводов обзора розничной торговли за 2009 год, проведенного компанией «Эрнст энд Янг». Обзор был составлен на основе опроса российских и иностранных компаний розничной торговли, работающих в России.Больше всего от кризиса пострадали компании, инвестировавшие в строительство или покупку недвижимости, а также небольшие сети, не сумевшие приспособиться к новым условиям. Тем не менее, результаты опроса показывают, что оставшиеся на рынке компании не только неплохо себя чувствуют, но и демонстрируют улучшение таких финансовых показателей, как выручка и валовая рентабельность. Более 60% участников нашего опроса отметили рост выручки в рублевом выражении. 29% опрошенных смогли повысить рентабельность одновременно с увеличением выручки. Кризис заставил бизнес вплотную заняться вопросами операционной эффективности, которые казались не столь насущными в условиях постоянно растущего рынка. Основными мерами, принятыми компаниями, стали сокращение затрат на аренду (первое место по популярности и эффективности) и персонал (второе место). Остальные меры участники оценивали как менее эффективные.
Перспективы развития рынка все еще остаются очень неопределенными, однако большинство опрошенных (87%) считают, что существенного ухудшения ситуации не будет. При этом только 38% респондентов полагают, что нижняя точка кризиса пройдена. 14% участников исследования, представляющих непродовольственные сети, ожидают значительного ухудшения ситуации в отрасли.
В связи с изменившимися экономическими условиями многим компаниям пришлось отказаться от инвестиционных программ и скорректировать стратегию дальнейшего развития: выбор делается в пользу органического роста.
Сравнение результатов опросов за 2007 и 2009 годы показывает, что компании пересмотрели стратегию регионального развития. Если в 2007 году большинство из них планировали развиваться в регионах, справедливо полагая, что рынок в Москве и других крупных городах достаточно насыщен и быстрый рост возможен только за счет региональной экспансии, то в 2009 году, напротив, основная часть респондентов намерены сделать акцент на развитие сетей в Москве и крупных городах.
«Несмотря на то, что стратегические инвесторы заняты сейчас решением проблем на основных рынках, кризис дает шанс тем, кто уже сегодня задумается о долгосрочной стратегии, занять лидирующие позиции на российском рынке в будущем», - заявил Виталий Пыльцов, партнер компании «Эрнст энд Янг», директор по операционной деятельности в странах СНГ.
Источник: «Эрнст энд Янг»