12 марта 2010 г.

В 2009 году в рамках нашей программы «Новые возможности в сложных условиях» мы провели более 45 000 встреч с представителями компаний для обсуждения основных трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в новых рыночных условиях. Выводы, сделанные по результатам проведенных интервью, позволили нам определить «Уроки кризиса» и построить новую диаграмму эффективности, включающую восемь основных целей.

Но на этот раз мы решили пойти немного дальше и поручили специалистам The Economist Intelligence Unit (EIU) провести дополнительное исследование среди 876 руководителей международных компаний. Мы стремились отойти от традиционной практики перечисления того, что делают компании, и предложить ряд полезных рекомендаций относительного того, что они должны делать.

Что отличает успешные компании?
Участвовавшие в нашем исследовании компании осуществили значительное количество мероприятий на пути к достижению восьми целей, составляющих основу диаграммы эффективности.

Используя в качестве критерия эффективности показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, суммы износа основных средств и амортизации), мы попытались выявить различия между объемом и видами мероприятий, осуществленных компаниями, рост прибыли которых превышает 5%, и организациями, у которых этот показатель ниже.

Передовые компании реализовали гораздо больше мероприятий в рамках практически всех программ. Это отчетливо видно на диаграмме эффективности, где на каждый «луч» диаграммы приходится по два мероприятия.

Результаты исследования рынка

В ходе опроса участников исследования постепенно формируется представление о компаниях (в разрезе стран и отраслей), которых отличает особая программа действий в области повышения эффективности, позволяющая добиться успеха на рынке. Успешные компании всегда:

- Стремятся к более глубокому изучению и пониманию возможностей, открывающихся на рынке, как в текущий момент, так и в будущем

- Закладывают больше инновационных элементов в свою стратегию и структуру, чем их конкуренты, активнее взаимодействуют с партнерами и тщательнее изучают свои возможности и потенциал

- Используют гораздо более комплексный и долгосрочный подход в работе с персоналом, обеспечивают прозрачность информации и более часто обмениваются ею как с внутренними, так и с внешними заинтересованными сторонами

- Углубляют свое понимание риска, характерного для их рынка и связанного с их действиями, и ужесточают требования к выполнению соответствующих мероприятий и эффективности сопутствующих процессов, направленных на минимизацию данного риска

- Обеспечивают оперативность процесса принятия и выполнения решений с тем, чтобы использовать возможности, открывающиеся в связи с изменением рыночной ситуации.

Эти компании готовятся к работе в новых экономических условиях. Какие действия необходимо предпринять вам, чтобы пополнить их ряды?

На пути к возобновлению экономического роста

Год назад компании боролись за выживание. Сегодня на наших глазах экономика начинает восстанавливаться, что вызвано рядом причин:

- Правительственная антикризисная программа, объем которой составляет 1,8 трлн. долларов США

- Устойчивость ряда крупных развивающихся рынков

- Сохранение значительных объемов мобильного капитала

- По прогнозам уже затихающий в ряде стран глобальный экономический спад завершится в 2010 году.

По мнению большинства, признаки постепенного выздоровления не заставят себя ждать, хотя укрепление рынков может произойти не раньше 2011 или 2012 года.

Оптимизм усиливается...

Согласно результатам нашего исследования более 50% компаний по-прежнему направляют основные усилия на сохранение стабильности текущей деятельности. В январе 2009 года их количество составляло 74%. При этом число организаций, занимающихся активным поиском потенциальных возможностей, возросло почти в два раза. Восстановление экономической активности будет во многом обусловлено действиями именно этих компаний.

...но обеспечить рост по-прежнему нелегко

Лишь 32% респондентов считают возможным возврат роста доходов к докризисному уровню в течение шести месяцев. При этом почти столько же опрошенных (31%) полагают, что таких показателей удастся достичь не ранее чем через два года. По их оценкам, большую часть 2010 года восстановление будет проходить медленными темпами.

Важнейшим приоритетом для компаний является восстановление темпов роста доходов. Получается, что, едва справившись с кредитным кризисом, мы столкнулись с кризисом роста. Обеспечение роста доходов – ключевая задача руководителей в настоящий момент.

Пора действовать

Мы считаем, что решающую роль в обеспечении эффективности деятельности компании играет ее руководство. Руководители вряд ли начнут реализовывать все предложенные нами мероприятия, но, как показали результаты опроса, ведущие организации осуществляют сразу несколько программ.

Объем осуществленных компаниями мероприятий подтверждает, что они пока находятся в начале пути. Это неудивительно, поскольку большинство участников исследования по-прежнему направляют основные усилия на сохранение стабильности текущей деятельности.

Выполнение мероприятий в области повышения эффективности

Лишь в области оптимизации доступа к источникам финансирования и распределения денежных средств респонденты уже успели реализовать половину мероприятий в рамках предложенной нами программы действий. Принимая во внимание кредитный характер обрушившегося на нас экономического кризиса, этого следовало ожидать.

Несмотря на то что совокупный объем осуществленных компаниями мероприятий составляет менее 40%, организации активно рассматривают возможность реализации еще 36% из них. Кроме того, в каждой области компании выполняют более одной программы.

Можно ли обеспечить прибыль без роста доходов?

Исторически сложилось так, что бизнес-модели преимущественно строились исходя из допущения об устойчивом росте доходов. Восстановление экономической активности (несмотря на снижение доходов) частично обусловлено тем, что компании изменили свои бизнес-модели таким образом, что даже при незначительном объеме продаж стало возможно обеспечивать рост прибыли (за счет масштабного сокращения затрат, реорганизации процессов, передачи функций сторонним специалистам, организации совместных центров по оказанию услуг, повышения производительности). Вопрос в том, как долго может продлиться рост прибыли, не сопровождаемый ростом доходов.

См. подробнее http://www.ey.com/RU/ru/Issues/Business-environment/Lessons-from-change—;Findings-from-the-market

Источник: «Эрнст энд Янг»