26 марта 2010 г.
В отчете KPMG подчеркивается важность поддержки мероприятий по созданию интегрированной отчетности как исходя из эффективности управления бизнесом, так и с коммуникационной точки зрения.Компании в разных странах мира все чаще задумываются о том, чтобы свести в единую службу существующие в современной корпоративной структуре многочисленные и зачастую разрозненные подразделения, занимающиеся вопросами корпоративного управления, управления рисками и выполнения нормативно-правовых требований (GRC). В ходе исследования 64 опрошенных представителей бизнеса заявили, что объединение функций GRC является одним из основных приоритетов для их компании.
Возникновение этих новых задач объясняется сложностью системы управления деятельностью компаний и желанием руководства снизить уровень рисков. Опрошенные также признали, что затраты на GRC уже составляют значительную долю в расходах их компаний и, по всей видимости, будут только расти.
В этих условиях компании стремятся повысить эффективность различных направлений деятельности по GRC, которые вводились ими в ответ на возникающие в последние годы новые требования регулирующих органов. Однако опрос показывает, что до сих пор лишь 11 процентам респондентов удалось выполнить эту задачу.
Хотя большинство респондентов согласно с тем, что объединение функций GRC является для них приоритетом, реализация такой задачи для многих представляется трудновыполнимой. 45 процентов опрошенных заявили, что сталкиваются с трудностями в обосновании целесообразности мероприятий по объединению функций GRC. Лишь 26 процентов респондентов считает, что такое слияние поможет им сократить соответствующие затраты, и только треть опрошенных рассматривает расходы на формирование единой системы GRC как инвестиции в будущее компании.
Скептицизм представителей делового сообщества относительно потенциальных преимуществ объединения функций GRC во многом связан с тем, как этот вопрос преподносился в прошлом. Концепция единой службы GRC не нова, однако раньше ее формирование, как правило, представлялось лишь с точки зрения создания новой технологической платформы. В результате единая система GRC воспринимается как синоним технологических решений, помогающих в поддержании отдельных аспектов системы контролей и управления рисками - но которые вряд ли могут помочь в решении стратегических вопросов корпоративного управления или способствовать объединению различных элементов систем контроля.
Тот факт, что многие компании при обсуждении GRC продолжают исходить исключительно из соображений минимизации рисков, нашел свое отражение и в ходе опроса. На вопрос об основных преимуществах объединения систем GRC наиболее часто встречающийся ответ (59 процентов опрошенных) - возможность более оперативно выявлять и контролировать риски. Лишь 39 процентов респондентов указали на повышение эффективности работы компании. Аналогично, на вопрос о том, какие факторы определяют интерес их организации к объединению функций GRC, 44 процентов сослались на общую сложность системы управления бизнесом компании, а 39 процентов указали на необходимость сокращения рисков. И лишь третий по популярности ответ - повышение эффективности работы компании (32 процента).
В сегодняшней ситуации все большее внимание уделяется сокращению затрат, в то время как исполнение функций GRC требует значительных расходов. Однако мнения об уровне расходов на системы GRC также разделились. В пятидесяти процентах случаев респонденты заявили, что затраты на GRC составляют пять процентов от общей ежегодной выручки компании. Одиннадцать процентов считают, что такие расходы составляют более 20 процентов выручки, а восемь процентов ответили, что это не стоит их компании ничего. Опрос показывает, что компании плохо знают фактическую величину своих затрат на GRC: 54 процента опрошенных согласились с тем, что они не могут с достаточной степенью точности оценить общую величину расходов их компаний на GRC. Какова бы ни была эта цифра, 77 процентов опрошенных считают, что в ближайшие два года величина этих расходов увеличится.
Как правило, инициатива внедрения единой интегрированной системы GRC исходит от высшего руководства компаний, что, возможно, и объясняет тот факт, что в компаниях, принявших это как одну из приоритетных целей, не всегда в полной мере понимается суть этой инициативы. В 56 процентах случаев опрошенные ответили, что инициатива в этом вопросе исходит от высшего руководства, а 45 процентов респондентов указали на регулирующие органы как источник соответствующих программ. Число опрошенных, сказавших, что инициатива исходит от неисполнительных членов совета директоров, составляет лишь 17 процентов (это шестой по популярности ответ); это неожиданный результат, учитывая, что именно членам совета директоров очень важно иметь полную картину рисков, связанных с работой организации.
Информация об исследовании
Исследование по изучению вопросов, связанных с интеграцией функций корпоративного управления, управления рисками и выполнения нормативно-правовых требований (GRC), под названием "Задачи конвергенции", проводилось исследовательским подразделением журнала Economist по заказу KPMG International в сентябре 2009 г. В рамках исследования изучались факторы, стимулирующие интеграцию GRC, затраты, ожидаемые преимущества и барьеры на пути реализации этих целей.
В ходе этой работы было опрошено 542 высокопоставленных сотрудника компаний из различных отраслей и регионов, при этом примерно треть опрошенных приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, примерно треть - на Северную и Южную Америку и треть - на регион EMA (Европа, Ближний Восток и Африка). Примерно 50% опрошенных представляют компании, чей годовой оборот превышает 500 млн долл. США. Все участники имеют влияние или несут ответственность за процесс принятия стратегических решений в области управления рисками, более половины опрошенных - это исполнительные директора или неисполнительные члены советов директоров компаний.
Источник: KPMG