2 апреля 2010 г.
В конце 2009 г. Seagate отметила 30-летие со дня основания. О том, какими результатами в мире и в России компания отметила юбилей и каковы ее планы на текущий год, обозревателю CRN/RE Владимиру Смирнову рассказали Марк Уитби, вице-президент по маркетингу и продажам в ЕМЕА, и Максим Фролов, директор по продажам в России и СНГ.CRN/RE: В отчете Seagate за II квартал 2010 финансового года (IV календарный квартал 2009 г.) сказано, что квартальная выручка составила 3 млрд. долл., а чистая прибыль – 533 млн. долл. Является ли это показателем того, что компания погасила все задолженности и вновь стала прибыльной?
Марк Уитби: Результаты нашей компании в IV календарном квартале 2009 г. превзошли самые оптимистические ожидания. Во-первых, в этом квартале был отмечен достаточно высокий спрос на жесткие диски (ЖД), в частности, в сегменте накопителей для серверов. Это позитивно отразилось на прибыли Seagate за IV квартал.
Во-вторых, мы сфокусировались на развитие тех направлений бизнеса, в которых получаем максимальную прибыль. Поэтому IV квартал прошедшего года стал лучшим по показателям удельной прибыльности (маржинальности) за всю историю компании, что стало свидетельством экономического выздоровления.
В настоящее время компания выбрала в качестве меры своего успеха на рынке получение максимальной прибыли на акцию, а не завоевание большей доли рынка. Эта переориентация произошла вследствие того, что в таких прибыльных видах бизнеса, как, например, поставка ЖД в корпоративный сегмент рынка (для серверов и СХД) наша доля по-прежнему высока. В тех видах бизнеса, где прибыль оказывается не столь высокой, мы стремимся поддерживать долю, отражающую баланс между присутствием в данном сегменте рынка и финансовое благополучие компании.
В то же время должен заметить, что в IV квартале на мировом рынке ЖД мы улучшили наши позиции в отдельных сегментах рынка.
Максим Фролов: Так же, как и на мировом рынке, на российском в IV квартале 2009 г. деятельность Seagate была успешной. Здесь мы увеличили свои доли в каждом из четырех сегментов, куда мы поставляем ЖД: в сегменте корпоративных заказчиков, ЖД для настольных ПК, накопителей для ноутбуков и нетбуков, внешних ЖД.
CRN/RE: По данным IDC, в 2009 г. в России рынок серверов уменьшился на 49%, а рынок СХД - на 38,5%. За счет чего Seagate удалось достичь положительных результатов?
М.Ф.: Мы стремимся продавать не только наиболее прибыльные, но и наиболее емкие накопители, что отвечает основным запросам корпоративных заказчиков и тенденциям на рынке. Например, для серверов, обрабатывающих критически важные приложения, мы первыми выпустили премиум-модели ЖД, обладающие емкостью и производительностью, превосходящей эти показатели у наших конкурентов. Мы продаем такие ЖД с наиболее скоростными интерфейсами SAS и FibreChannel. Для СХД у нас также есть специально спроектированные наиболее емкие и скоростные накопители.
CRN/RE: В прошлом году Seagate начала поставки нескольких моделей ЖД с новыми скоростными интерфейсами SAS и USB 3.0. Чем это вызвано?
М.У.: Мы должны оставаться «пионерами» в освоении и продвижении наиболее перспективных технологических решений, которые отвечают рыночным тенденциям. Уже отмечено, что возрастающие объемы данных, которые используют пользователи, в частности, при обмене видео, требуют более высоких скоростей записи/чтения накопителей. Требования повышения скоростей работы накопителей возникают и при использовании их в серверах и СХД. Наши новые ЖД позволят заказчикам существенно упростить использование инфраструктуры хранения данных. Следующим шагом в этом направлении стал выпуск в конце 2009 г. первых твердотельных накопителей SSD Pulsar для комплектации серверов и СХД.
CRN/RE: Появился ли спрос на накопители Pulsar со стороны российских производителей и системных интеграторов?
М.У.: Спрос на локальных рынках весьма незначителен. Во-первых, мы в первую очередь стремимся поставлять эти накопители своим ОЕМ-партнерам, которые используют их в серверах и СХД. Во-вторых, эти накопители стоят дорого, удельная стоимость гигабайта информации, хранящегося на таких накопителях, весьма высока, поэтому локальным производителям и системным интеграторам применять их пока не выгодно. В условиях, когда кризис заставил всех клиентов экономить, влияние стоимостных показателей наиболее заметно.
CRN/RE: По прогнозу IDC, твердотельные накопители в ближайшие годы найдут широкое применение в ноутбуках и нетбуках. Планирует ли Seagate выпускать накопители для этих видов компьютеров?
М.У.: Накопитель Pulsar разработан для использования в наиболее производительных серверах и СХД. Что касается ноутбуков, то здесь вполне достаточно применять внешние ЖД, которые стоят значительно дешевле. Однако в будущем мы не исключаем возможности выпуска твердотельных накопителей для ноутбуков при условии, что их продажи будут коммерчески выгодны и обоснованы.
CRN/RE: В середине 2009 г. Seagate признала, что ее доля в одном из самых массовых сегментов российского рынка – ЖД для настольных ПК - сократилась. Смогла ли компания восстановить свои лидирующие позиции в 2009 г.?
М.Ф.: Как я уже сказал, в России в IV квартале 2009 г. во всех сегментах рынка мы увеличили свою долю. В сегменте ЖД для настольных ПК наша доля возросла примерно на 5%. Но мы не стремимся вернуть долю в 55%. У нас другая цель – оставаться высоко прибыльной компанией, и доля в «40%+х» представляется нам вполне сбалансированной и экономически обоснованной.
CRN/RE: В середине прошлого года Seagate рассматривала российский рынок внешних жестких дисков как самый быстро растущий. Каких результатов удалось добиться здесь в 2009 г.?
М.Ф.: В прошлом году в России было продано около 1 млн. внешних ЖД основных марок. Причем, по данным разных аналитических агентств, в IV квартале 2009 г. Seagate вышла на позицию лидера.
Но должен подчеркнуть одно важное обстоятельство – средняя цена наших внешних ЖД была существенно выше этого показателя у любого конкурента. Это свидетельствует о том, что и в этом сегменте рынка мы предлагаем наиболее технологичные продукты, которые поставляются в комплекте со специализированным ПО для резервирования, синхронизации и шифрования данных.
CRN/RE: Осенью 2009 г. Seagate начала поставки домашнего HD-медиаплеера FreeAgent Theater+. Удалось ли завоевать достойное место на этом сегменте рынка, где представлены продукты достаточно большого числа игроков?
М.У.: Мы не ставим перед собой задачу конкурировать на рынке мультимедиа с другими известными производителями и тем более выйти в лидеры,. Наша цель иная – мы хотим использовать его в качестве маркетингового инструмента для генерации дополнительного спроса на наш основной продукт - внешние ЖД, которые используются в нашем медиаплеере в качестве носителей мультимедиа-данных, в том числе видео и музыки, загружаемой из Интернета. Кроме того, появление на полках магазинов FreeAgent Theater+ должно способствовать повышению узнаваемости и имиджа бренда Seagate у конечных пользователей.
CRN/RE: Как развивалась во второй половине 2009 г. объявленная в мае бонусная программа для партнеров? Привлекла ли она новых участников в канал продаж Seagate в России?
М.Ф.: К сожалению, в 2009 г. мы столкнулись с рядом проблем, обусловленных особенностями российского рынка, которые оказались сложнее, чем мы предполагали. Поэтому в прошлом году мы не смогли начать реализацию объявленной бонусной программы. Надеемся, что в 2010 г. мы сможем все-таки запустить эту программу.
В то же время должен отметить, что на российском рынке у Seagate, как и у основных ее конкурентов, уже давно сложился прочный «костяк» партнерских сетей, который за три последних года практически не менялся. Наблюдались единичные флуктуации, когда по причинам недостаточности финансов отдельные партнерские компании уходили из бизнеса, а другие дорастали до понимания того, что продавать ЖД интересно и выгодно, и приходили к нам или к конкурентам. Но в целом на структуру партнерской сети Seagate в России это не оказало заметного влияния.
CRN/RE: Каковы планы компании на 2010 г.? В каких сегментах российского рынка Seagate намерена работать наиболее активно?
М.Ф.: Хотя Seagate занимает ведущие позиции в корпоративном сегменте рынка, в России все в большем объеме продаются продукты международных вендоров – наших глобальных партнеров. Поэтому в страну наши ЖД поступают «внутри» серверов и СХД этих вендоров, и мы не рассчитываем на заметные продажи ЖД корпоративным заказчикам.
Безусловно, мы продолжим поставки в Россию ЖД для настольных ПК (это самый объемный сегмент рынка накопителей), хотя полагаем, что в 2010 г. рост рынка здесь составит не более 15% за год (по сравнению с 2009 г.).
В текущем году мы намерены сфокусировать внимание на расширении поставок внешних ЖД, ожидая роста их продаж на 30% по сравнению с 2009 г. Во-первых, внешние накопители являются одними из наиболее прибыльных продуктов Seagate, и с их помощью мы будем выполнять основную задачу – поддерживать максимально высокую прибыльность.
Во-вторых, наши внешние ЖД начали широко применять пользователями ноутбуков и нетбуков, продажи которых растут, опережая рост продаж настольных систем. Это позволяет рассчитывать на успешное продвижение внешних накопителей.
Наконец, по нашим представлениям, розничный компьютерный рынок находится в «зачаточном состоянии», и он просто обязан быстро развиваться. Это развитие розницы мы также хотим использовать для продвижения своих продуктов.
Как уже сказано, рынок ноутбуков и нетбуков растет быстрее рынка настольных ПК, и поэтому мы будем более активно поставлять ЖД для этих мобильных систем. Хотя в России практически нет сборки ноутбуков, но зато достигла значительных объемов база используемых мобильных компьютеров, для модернизации и ремонта которых нужны ЖД. Достаточно сказать, что в IV квартале 2009 г. мы увеличили объем продаж своих ЖД для ноутбуков на 25%.
Источник: СRN/RE