18 мая 2010 г.

Согласно недавнему исследованию Gartner, свыше 95% организаций планируют сохранить или увеличить свой уровень использования ПО как услуги (SaaS). Двумя главными проблемами принятия SaaS были названы значительные требования интеграции и изменение стратегии закупок, а следом за ними - высокая общая стоимость владения (TCO).

В то же время, исследование показало, что большинство организаций всё еще не имеют политик, управляющих оценкой и использованием SaaS; лишь 39% респондентов указали, что у них существует такая политика или процесс, и это всего на 1% выше, чем в 2008 году (38%).
Исследование проводилось в декабре 2009 - январе 2010 г. и охватывало 270 специалистов по ИТ и управлению бизнесом из различных отраслей в Северной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, лично участвующих во внедрении и его поддержке, планировании и/или распределении бюджета в связи с покупкой корпоративного прикладного ПО.

«SaaS-приложения явно не рассматриваются больше как новая модель внедрения в нашей базе респондентов, и почти половина опрошенных подтвердили использование SaaS-приложений в своем бизнесе в течение более трех лет, - пишет Шэрон Мерц, директор исследования Gartner. - Различные уровни зрелости пользовательской базы предполагают растущие возможности для поставщиков услуг по мере принятия, так как заказчики ищут содействия в своих инициативах в диапазоне от реорганизации процессов до внедрения и услуг интеграции».
Объем функциональности SaaS-приложений значительно расширился в последние годы, пишет г-жа Мерц. Что касается выбора приложений, то исследование показало, что услуги электронной почты, управления финансами (бухгалтерские услуги), автоматизация продаж и обслуживание заказчиков, а также управление затратами являются самыми популярными в настоящее время, и более 30% респондентов используют эти типы приложений.

В плане ожидаемых инвестиций в SaaS в ближайшие два года респонденты дали ответы, в целом оптимистичные для поставщиков ПО и услуг: в среднем 53% организаций планируют увеличить инвестиции ненамного, и 19% - значительно. Однако не все покупатели намерены увеличить степень использования, и почти одна четверть всех респондентов ожидают, что уровень инвестиций останется примерно прежним, а 4% ожидают их небольшого снижения.

Что касается сравнения текущих и новых инвестиций в будущие автономные и SaaS-приложения в их организациях, то 72% респондентов полагают, что инвестиции в SaaS будут расти, а 45% говорят то же о бюджетах на автономное ПО. В региональном плане, респонденты в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе показали более сильный интерес к покупке решений по модели SaaS и, по сравнению с респондентами в Европе, больше уверенности, что их организации увеличат инвестиции в продукты, предлагаемые как SaaS или по модели подписки, до конца 2010 года.

В то же время, исследование обнаружило, что SaaS-приложения мало подходят для некоторых организаций, и 16% респондентов ответили, что переходят от SaaS к автономным пакетам. Хотя не было названо одной явной причины, заставившей их принять такое решение, в целом большинство организаций в этой группе сталкиваются со значительными требованиями интеграции и были не удовлетворены общей стоимостью владения (TCO), которая стала слишком высокой.

Несмотря на дальнейшее принятие SaaS во всех регионах, более одной трети респондентов выразили неудовлетворенность своим текущим внедрением SaaS. Большинство респондентов с такими проблемами находятся вне Северной Америки, а конкретно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где высокоскоростные сети высокой готовности не столь легко доступны, как в США. Трудности с интеграцией и индивидуальной подгонкой также были среди главных проблем, названных респондентами в целом.

«Если отвлечься от этих проблем, то организации становятся более грамотными в том, что касается пересмотра их договоров по SaaS, - пишет г-жа Мерц. - Главный вывод исследования в том, что всё больше организаций перезаключают свои договора с целью получения большей функциональности, увеличения числа пользователей или лучших финансовых условий. Тридцать процентов респондентов ответили, что перезаключили свои договора по SaaS до истечения их первоначального срока».

Источник: Gartner