9 июня 2010 г.

Apple может стать первой, кто поведет планшетные ПК в массы, но строительные блоки в фундамент этой идеи были заложены первопроходцами уже давно.

На плечах гигантов

Apple опровергла скептиков с их сомнениями на заре эры iPad, продав сотни тысяч этих устройств в первые же пару недель после их вывода на рынок. Сможет ли она теперь стать первой компанией, которая выведет эту давнюю, но маргинальную категорию продуктов в русло мейнстрима?

Если ей это удастся, то это будет не только ее заслуга. Ее новый iPad имеет давнюю предысторию усилий первопроходцев в таких областях, как распознавание рукописного ввода, сенсорный экран с емкостной связью и мобильный компьютинг, которые восходят аж к второй половине XIX века. Давайте совершим небольшое путешествие во времени и познакомимся с предысторией тех составных частей, из которых родился нынешний успех iPad.

Научиться писать!

Телеавтограф, который запатентовал изобретатель Илайша Грей в 1888 году (см. на рис.), считается «аналоговым предвестником современного факсимильного аппарата». Какое он имеет отношение к планшетному ПК? Для тех, кто не знает: изобретение Грея (кстати, некоторые считают, что Александр Грэм Белл был первым, кому пришла в голову эта идея) было важной вехой в развитии планшетного типа интерфейса для записи и передачи данных - например, чертежей или подписи отправителя.

«Благодаря моему изобретению вы можете сидеть в своем офисе в Чикаго, взять в руку карандаш и написать мне послание - и, когда ваш карандаш двигается, карандаш в моей лаборатории двигается одновременно с ним и образует те же буквы и слова таким же образом», - пояснил Грей в интервью журналу в 1888 году. Банки и другие организации продолжали использовать различные варианты телеавтографа еще и в XX веке для удаленной передачи подписей должностных лиц.

Первый тачскрин?

Перенесемся в 1940-е годы, когда начал осознаваться следующий большой шаг на пути к планшетному компьютеру. Изобретатели и мечтатели направили свое внимание на создание способа взаимодействия, который позволил бы использовать рукописный ввод с последующей оцифровкой и обработкой этих данных на компьютере. Иными словами, это сенсорный экран. Один такой очень близкий намёк на заре рождения этой технологии дает патент, выданный некой Ханне С. Муди в 1940 году, где даны чертежи устройства, представленного как «цифровой преобразователь с резистивной пластиной для системы телеавтографа».

Между тем, Ванневар Буш вдохновил инженеров своим эссе 1945 года «Как можно подумать» («As We May Think»), в котором описал вычислительное устройство под названием «Memex» с функциями планшетного интерфейса для рукописного ввода. К концу 40-х годов в исследовательских лабораториях корпораций были разработаны примитивные сенсорные экраны, но впервые они привлекли внимание публики лишь в 1975 году, когда корпорацией Control Data Corp. были выпущены сотни сенсорных терминалов в рамках проекта PLUTO.

Рождение ГИП

В начале 60-х годов интегральные схемы достигли пика своего господства, и смелые догадки инженеров меняли привычные представления о том, каким может быть интерфейс с компьютером. Одним из таких провидцев был Иван Сазерленд. На этой фотографии, сделанной в 1963 году, он демонстрирует свою систему Sketchpad на консоли компьютера TX-2 в MIT.

Sketchpad не был сенсорным экраном в полном смысле, и для общения с компьютером служили световое перо и кнопочный пульт (под левой рукой Сазерленда). Но эта система стала не только важным этапом в развитии планшетного интерфейса, но и началом графического интерфейса пользователя (ГИП).

О мышах и стилусах

RAND Tablet был еще одним важным шагом, совершенным в начале 60-х годов. Он не имел графического пользовательского интерфейса, но это была «первая двухкоординатная поверхность для письма, позволявшая человеку непосредственно общаться с компьютером с помощью символов, печатаемых на планшете», как пишет RAND Research. Следует, правда, отметить, что этому предшествовало аналогичное устройство под названием Stylator, которое создал Том Даймонд в конце 50-х.

В 70-х и особенно 80-х годах, с постепенным выходом компьютеров на мейнстрим благодаря появлению ПК, клавиатура и мышь обретают безраздельное господство в качестве устройства ввода, но «перьевой ввод», основанный на распознавании рукописных букв, становится своего рода священным Граалем для ИТ-отрасли. Несмотря на громкие заявления и инновации, такие как NestorWriter д-ра Чарльза Эльбаума или Pen Extensions for Windows 3.1 от Microsoft, компьютеры с перьевым вводом оставались не более чем маргинальной категорией продуктов.

Мобильность!

Мы рассмотрели уже несколько технологий, которые нужно было изобрести, чтобы смог появиться iPad, - сенсорный экран, распознавание рукописного ввода и ГИП. Но одновременно развивалась еще одна важная технология, движимая неуклонным сокращением размера печатных плат - мобильный компьютинг.

В 1968 году пионер компьютерной отрасли Алан Кей предугадал то, что мы назвали бы теперь мобильным персональным компьютером - легкий, работающий от батарей ПК с клавиатурой и дополнительным пером. Кей назвал его «Dynabook» (см. эскиз 1972 года). Конечно, потребовалось несколько лет действия закона Мура (и прогресс технологии аккумуляторов), чтобы такое устройство стало возможно изготовить - и когда реальные «лэптопы» появились, пользователи отдали предпочтение дуэту клавиатуры и мыши вместо пера.

Планшеты для масс

Планшетные компьютеры вышли на зарождающийся рынок ПК в 1982 году, когда компания Pencept выпустила свой PenPad, имевший цифровой планшет и электронное перо для ввода и никакой клавиатуры. На фото представлен PenPad 200 Terminal образца 1983 года. Pencept и ее конкурент Communication Intelligence Corp. разрабатывали алгоритмы распознавания рукописного ввода и жестов на основе имевшихся тогда аппаратных средств и операционной системы MS-DOS.

Еще одна компания, GO Corp., была основана в 1987 году. Ее миссия была более близка к пути Apple: создать совершенно новую операционную систему и проприетарный пользовательский интерфейс на основе жестов. Операционка получила название PenPoint OS.

Финансирование и список имен в штате компании были впечатляющими, однако она столкнулась с конкуренцией со стороны Apple и Microsoft, которые также разрабатывали собственные проприетарные технологии перьевого ввода. Но самое главное, потребительский спрос на планшетные компьютеры так и не материализовался, и GO закрыла свои двери в 1994 году, поглотив царскую по тем временам сумму венчурного финансирования в 75 млн. долл.

Долгожданный старт рынка

К концу 80-х годов идея планшетного компьютера все еще имела своих энтузиастов несмотря на явную апатию потребителей. Эта идея была готова столкнуться с другой, столь же захватывающей - и оказавшейся в итоге гораздо более плодотворной, - мобильным компьютингом. Результатом был взрывной рост количества мобильных планшетов и цифровых органайзеров (PDA) с сенсорным экраном и распознаванием рукописного ввода. Одним из первых таких продуктов был GRiDPad компании GRiD Systems (на фото вверху), портативный «перьевой» планшетный компьютер с MS-DOS, выпущенный в 1989 году.

Его конкурентами стали ThinkPad от IBM и PoquetPad и Poquet PC Plus от Fujitsu, последний из которых впервые имел интегрированный адаптер БЛВС. На фронте PDA Apple начала поставлять свой Newton (на фото справа) в 1993 году. В том же году GO в партнерстве с AT&T выпустила свой EO Personal Communicator (на фото слева) с операционной системой PenPoint OS.

Тактильные ощущения

К началу 90-х годов многие из составных частей, которые дали жизнь iPad - сенсорный экран, ГИП, мобильность, БЛВС - были действующими, готовыми для рынка технологиями, хотя и примитивными по сегодняшним меркам. Но одно важное новшество, придающее неповторимость ощущению от работы с iPad - емкостной мультитач-экран с распознаванием фигур и жестов в реальном времени - как раз создавался.

Это может быть откровением для тех, кто только что испытал детскую радость от возможности просто пальцами «брать», сжимать и двигать объекты на компьютерном экране, но инженер из Xerox EuroPARC по имени Пьер Вельнер разработал именно такой интерфейс еще в 1991 году - почти за 15 лет до первого iPhone. На фото показан кадр из фильма Вельнера, демонстрирующего возможности его устройства «Digital Desk».

Последние ингредиенты

Два из трех последних элементов головоломки iPad родились внутри самой Apple. Ее чрезвычайно успешный iPhone дал доказательство верности концепции мультитач-интерфейса и ядро операционной системы для iPad. В то же время, не столь броский успех «электронных книг», хотя и не созданных в Apple, вероятно, подсказал Стиву Джобсу, что люди готовы к чисто сенсорному, ориентированному на развлечения устройству большего размера, чем iPhone и iPad Touch.

Что не менее важно, iTunes и App Store дали апробированную модель продаж, которая стала основой жизни компании. Apple не просто продает культовые, любимые пользователями устройства. Она продает устройства, намертво привязанные к целому хранилищу доступного для загрузки контента и новых, классных приложений. Этот вечный двигатель притока денег - наверно, самое недооцененное коммерческое достижение Джобса, и, вместе с вкладом многих пионеров компьютерной отрасли, он помог осуществиться тому, что сегодня существует iPad.

Источник: По материалам ChannelWeb