16 июня 2010 г.
На фоне снижения объема прямых инвестиций в персонал в 2009 году и растущей активности рынка труда, большинство компаний сосредоточилось на долгосрочной мотивации и программах удержания сотрудников.Исследование «Бенчмаркинг системы управления персоналом» было проведено в феврале-марте 2010 года на основании анализа итоговых данных компаний в 2009 году. Целью исследования является сопоставление ключевых показателей, характеризующих систему управления персоналом, а также HR-политик и практик. В бенчмаркинге системы управления персоналом участвовала 41 крупная компания из промышленного, финансового, фармацевтического и потребительского секторов. Все респонденты ведут свою деятельность в России.
Основные выводы исследования:
• По результатам годового обзора закрываемость вакансий в компаниях-респондентах составила 96%, что заметно превышает полугодовой результат (85%) и в целом является хорошим показателем оживления рынка труда.
• Сокращение персонала в целях оптимизации расходов в 2009 году были вынуждены проводить почти две трети участников исследования. При этом 42% этих компаний проводили аутплейсмент (трудоустройство) увольняемых сотрудников. В более чем половине компаний-респондентов сокращения сопровождались информационной кампанией с использованием различных каналов коммуникаций.
• В 2010 году повышать заработные платы планируют 85% компаний; планируемый процент повышения составил 8-10% в зависимости от категории персонала.
• Больше 70% компаний имеют формальные критерии продвижения сотрудников, однако доля сотрудников, получивших повышение в 2009 году, в среднем по выборке составила лишь около 5%.
• Доля руководителей высшего звена в среднесписочной численности компании в целом по выборке составляет 1,5%. Больше всего руководителей высшего звена работают в фармацевтическом секторе, а самый низкий процент - в промышленности.
• Профсоюзные организации есть у четверти участников исследования, большинство - в промышленности.
• Доля расходов на персонал в выручке / чистом операционном доходе в целом по выборке составляет почти 14% и существенно колеблется в зависимости от сектора.
• В структуре расходов на персонал основная доля затрат приходится на оплату труда (заработная плата и налоги).
• Следующая по объему затрат статья бюджета расходов на персонал по всем компаниям - льготы.
• Почти все участники исследования используют внешних поставщиков услуг, в основном, в сфере подбора и обучения и развития.
• Формализованная практика наставничества существует только в трети опрошенных компаний, и лишь около половины из них используют материальную компенсацию работы наставников.
• Программы построения имиджа компании на рынке труда уже давно являются важной частью корпоративной политики. Такие программы есть у 54% участников. Исходя из полученных во время исследования данных, в среднем в 2009 году компании потратили на программы построения имиджа около 0,1% выручки.
Алевтина Борисова, руководитель Группы услуг по управлению персоналом и налогообложению физических лиц, отметила: «Ко второму полугодию 2009 года произошло заметное оживление внутренних процессов, увеличилось число вакансий. Можно отметить повышение внимания к оценке эффективности работы функции управления персоналом, оценке эффективности вложений в персонал и к проведению сравнительного анализа показателей эффективности с рынком. Также значительно возрос интерес к оптимизации и автоматизации HR-процессов, внедрению информационных систем в области управления персоналом».
Источник: КПМГ