5 июля 2010 г.
Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты обновленных исследований российского рынка фиксированного и мобильного широкополосного доступа.Аналитики и консультанты J’son & Partners Consulting активно участвуют с докладами и презентациями в мероприятиях, посвященных данной тематике, дают многочисленные комментарии в СМИ. Этот пресс-релиз выпущен как по итогам собственных исследований российского рынка проводных и беспроводных технологий, так и по результатам докладов участников на профильных мероприятиях.
Мобильный Интернет обгоняет фиксированный ШПД
Во многом благодаря развитию сетей третьего поколения (3G) доходы от предоставления передачи данных в мобильных сетях стремительно растут. По прогнозам J’son & Partners Consulting, уже в 2010 году совокупная выручка мобильных операторов в этом сегменте превысит доходы операторов фиксированной связи от предоставления услуг ШПД в частном сегменте (более 60 млрд. руб.), а в дальнейшем – превысит их.
По оценкам J’son & Partners Consulting, в конце 2009 года около 26,4% всех российских домохозяйств (14,4 млн.) имели широкополосный доступ в Интернет. Рост рынка за первое полугодие составил 38%. К 2013 году, по нашим прогнозам, количество домашних фиксированных ШПД-подключений и проникновение (по домохозяйствам) более чем удвоятся по сравнению с 2009 г. - до 30,8 млн. и 54,8% соответственно. С другой стороны, к этому времени количество мобильных пользователей 3G/4G превысит, по нашим прогнозам, 71 млн., т.е. половину населения России.
Доминирование мобильных игроков на рынке ШПД станет реальностью в среднесрочной (3-5 лет) перспективе, а углубление процессов консолидации приведет к тому, что мобильные и фиксированные сети будут либо сосуществовать в рамках одной группы компании, либо (менее вероятно) тесно взаимодействовать в процессе оказания услуг (концепция FMC).
По итогам 2009 года доля доходов российских операторов «большой тройки» от услуг передачи данных в совокупных доходах по России составила около 5-6% (1,2% - по активным пользователям USB-модемов), в то время как у мировых лидеров этот показатель достигает 40-50%. Данный факт указывает на большой потенциал российского рынка мобильного Интернета, реализованного на базе технологий WCDMA/HSPA.
Каннибализации фиксированной связи не произойдет - большая часть абонентов (50-75% в целом по России) будет пользоваться как фиксированным, так и мобильным доступом. С одной стороны, в проводных сетях уже доступна высокая скорость передачи данных; с другой стороны, пользователь в ближайшее время получит доступ к мультимедийным ресурсам из любой точки, где есть покрытие мобильных сетей 3G/4G. В более долгосрочной перспективе появление более «тяжелого» контента (например, телевидение высокой четкости, 3D-телевидение) будет способствовать дальнейшему развитию проводных сетей, которые будут опираться на оптические технологии (PON, FTTx). Однако для удаленных и сельских районов беспроводной доступ (прежде всего, спутниковый) будет оставаться единственно возможным способом выхода в Интернет.
3G перерастет в 4G
По мнению J’son & Partners Consulting, операторы «большой тройки» будут плавно мигрировать в сторону LTE через «промежуточную» технологию HSPA+ (пиковая скорость - до 42 Мбит/c в прямом канале), максимально сохраняя инвестиции, вложенные в 3G. При этом ряд крупных игроков (к примеру, компании «Связьинвеста», которые получили недавно частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц в десятках регионов России для строительства мобильных сетей радиодоступа) будет строить сети LTE сразу, минуя третье поколение (хотя не исключено, в случае «Связьинвеста» будет задействована инфраструктура «Скай Линка»). По нашим прогнозам, число активных абонентов 3G в России увеличится с 5,8 млн в 2009 г. до 13,6 млн в 2010 г., а к 2014 г. превысит отметку 100 млн. При этом количество пользователей 3G, которые выходят в Сеть через телефоны с поддержкой 3G, практически сравняется с количеством пользователей USB-модемов в 2011 году, а в последующие годы - значительно превысит их. При этом существенная часть пользователей (до 20%) будет использовать для доступа в Интернет 3G-смартфоны и ноутбуки c внешним или встроенным радиомодемом в зависимости от обстоятельств.
Число подключенных к сетям IMT-MC-450 (CDMA-450) абонентских устройств в России по состоянию на конец 2009 г. составило 1,42 млн. Операторы, использующие эту технологию, постепенно теряют свою рыночную долю под натиском сетей WCDMA/UMTS.
Неопределенной остается и ситуация с мобильным WiMAX. Крупнейший российский игрок на этом рынке -компания «Скартел» (торговая марка Yota) - сделал заявление относительно возможного перехода на LTE, однако существующие в стране правила регулирования не позволят оператору быстро «переключиться» на эту технологию, несмотря на наличие у него частотного ресурса. Недавно «Скартел» сообщил о 530 тыс. активных абонентов в своей сети, что делает его одним из крупнейших WiMAX-операторов в мире. Возможное «переключение» Yota на LTE – не является хорошей новостью для российского рынка WiMAX, а недавнее аналогичное заявление другого WiMAX-гиганта – американской компании Clearwire, обслуживающей на конец 1-го квартала 2010 г. 971 тыс. клиентов, – ставит будущее WiMAX как независимого стандарта под сомнение.
Иностранные вендоры быстро отреагировали на происходящие на рынке перемены. Компания Motorola, например, объявила о выпуске решения для операторов WiMAX Evolution, призванное обновить существующие сети мобильного WiMAX (стандарт 802.16e) до WiMAX 2 (802.16m) или TD-LTE, а также совместить существующие сети WiMAX с технологией LTE.
В целом ситуация на российском рынке широкополосного доступа повторяет общемировые тенденции. Количество активных пользователей мобильного ШПД растет существенно быстрее, чем абонентская база фиксированного ШПД. К 2015 году в мире, по прогнозам, будет насчитываться порядка 2 млрд. и 1,74 млрд. пользователей, выходящих в Интернет через мобильные и фиксированные сети соответственно.
Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting