21 июля 2010 г.
Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был принят 21 июля 2005 года.За время действия этого закона в системе государственного заказа произошли серьезные изменения, которые существенно отразились на экономике страны в целом. «Принятие этого закона означало рождение новой экономической идеологии в нашей стране, основанной не на административных процедурах, а на финансовой мотивации участников, максимального исключения субъективного фактора при проведении торгов. Я думаю, что в нашей стране родилось новое экономическое движение», – считает начальник управления контроля госзаказа ФАС России Михаил Евраев.
По экспертным оценкам, до принятия закона о госзакупках только 1% от всех аукционов проводился без административного давления и субъективного фактора со стороны заказчиков.
С принятием закона о госзакупках началась реформа системы госзаказа в России, которая привела к радикальным изменениям в организации и проведении торгов в нашей стране.
До вступления в силу закона о госзаказе (1 января 2006 года):
- Информация о торгах размещалась только в печатных СМИ (это часто приводило к тому, что количество участников торгов искусственно ограничивалось, и заказы уходили компаниям, приближенным к чиновникам).
- К участникам конкурсов можно выставлять любые требования (как следствие – устранение «неугодных» компаний, создание преимуществ отдельным компаниям).
- Произвольные критерии отбора победителя, аукционов не было в принципе (высокое влияние «субъективного фактора» при оценке заявок).
- Открытый перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика.
- У предпринимателей отсутствовала возможность административного обжалования действий заказчика (только длительная судебная процедура).
После вступления в силу закона о госзаказе 1 января 2006 года:
- Вся информация о государственных закупках размещается на едином портале в сети Интернет (сайт www.zakupki.gov.ru) – в торгах может принять участие любой предприниматель из любой точки страны.
- Произвольные требования чиновников заменены на финансовое обеспечение качественного исполнения контракта (административная предквалификация заменена на экономическую) – для поставщика это возможность беспрятственно участвовать в торгах, а для заказчика – гарантия высокой финансовой мотивации.
- Введены аукционы, в т.ч. в электронной форме на ограниченном количестве площадок в стране. Заказчик получает товар заданного им качества по минимальной цене.
- Перечень случаев, когда можно не проводить торги, ограничен законом, появился реестр недобросовестных поставщиков.
Справка:
Реестр недобросовестных поставщиков создан ФАС России в 2007 году. Все лица, признанные уклонившимися от заключения контракта, либо с кем контракт расторгнут в судебном порядке в связи с его ненадлежащим исполнением, вносятся в единый Реестр недобросовестных поставщиков. Сейчас в Реестре находится около четырех тысяч недобросовестных поставщиков.
Отметим, что с принятием закона предприниматели получили возможность защищать свои права в административном порядке, подав жалобу в ФАС России или ее территориальный орган.
ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на действия заказчиков всего за пять (!) рабочих дней. В 2009 г. ФАС России рассмотрело 27,5 тыс. жалоб, из них около 50% были признаны обоснованными. Это значит, что результаты торгов отменены, права предпринимателей были восстановлены, а виновные должностные лица привлечены к административной ответственности. При этом 95% решений Центрального аппарата ФАС России в сфере госзаказа подтверждаются судами.
Дальнейшее направление реформы госзаказа
В настоящее время реформа системы госзаказа в России развивается по двум основным направлениям. Первое — переход на электронные аукционы, второе — повышение качества государственного заказа, которое неразрывно связано с повышением качества финансового обеспечения.
С 1 июля 2010 года все электронные аукционы должны проходить только на пяти отобранных площадках. Это огромный шаг вперед к созданию единого экономического пространства и к высокой ликвидности торгов. Заказчики и предприниматели со всей страны будут встречаться только на пяти электронных площадках, а не на многочисленных торгах, проводимых по всей территории страны в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Предполагаемая экономия при запуске электронных аукционов на проектную мощность к 2012 году составит до 1 трлн. рублей ежегодно.
С 1 января 2011 года вся система госзаказа переходит к единому реестру контрактов, который будет сопряжен с общероссийским порталом. Будет создан единый информационный ресурс, это позволит выйти на совершенно иной уровень информационной открытости и конкуренции, ликвидности торгов и экономии бюджетных средств.
Стоит отметить, что у реформы, которая сейчас проводится в России, нет аналогов в мире, ее неоткуда скопировать. Европейские и американские эксперты с интересом изучают российскую практику организации и проведения торгов. «Мы готовы поделиться с коллегами из других стран опытом реализации нашей реформы и помочь им создать у себя здоровую конкурентную среду в сфере госзаказа», - сказал Михаил Евраев.
«Закон о госзаказе существенно снизил коррупционный потенциал органов власти и помог преодолеть административные барьеры в сфере размещения заказов. Экономия бюджетных средств для нашей страны за 4 года составила более 770 млрд.рублей», - подчеркнул руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
Источник: Пресс-служба ФАС России