21 июля 2010 г.
В повестке дня заседания Экспертного совета были два основных вопроса:1. Программное обеспечение в технологическом развитии рынков услуг связи – SKYPE. Влияние на развитие конкуренции на рынках услуг связи.
2. Заключение договоров о размещении средств на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Как отметил председатель экспертного совета Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России: «Антимонопольные органы стран СНГ провели анализ рынков международных рынков услуг связи, рассмотрели основные направления развития рынков услуг связи, а также меры воздействия государства на эти рынки. Появление на рынке новых инновационных технологий предоставления услуг связи, к которым относится IP-телефония, в том числе Skype позволяют значительно, в 10-15 раз, удешевить связь. Этот сегмент рынка развивается очень активно. В СНГ нет устоявшегося отношения к нормативно-правовому регулированию.
Жан-Жак Саэль, директор по вопросам государственного регулирования в Европе компании «SKYPE», подготовил доклад о практике и предложениях компании, которые могли бы обеспечить развитие конкуренции на рынках услуг связи. Он рассказал о важнейших изменениях в мире связи, технологий и услуг, особенно выделив переход к IP- инфраструктуре и услугам, которые становятся важными для общества и экономики. Широкополосный доступ в Интернет (доступ к фиксированной и мобильной связи 3G, LTE) становится повсеместным. Еще одно важное нововведение – переход от аппаратных средств к программному обеспечению, когда голос уже не дифференцируется от других видов континента и пакетный трафик не различается по типу пакетов. Появляются поставщики услуг, предоставляющие не каналы доступа, а только информационное наполнение, которое предоставляется с использованием этих каналов. Конкуренция идет между горизонтальными бизнес-моделями, вытесняющими вертикальные. Технологическая нейтральность становится базовым принципом в Европе, Японии и других странах. Пользователь становится более важным звеном в цепи связи, а именно активным участником в выборе технологий и услуг и может использовать несколько средств связи.
Государство обеспечивает условия для конкуренции на рынке, отсутствие дискриминации при доступе в сеть по всей цепочке создания стоимости, стимулирует рост инноваций.
Существует сильная положительная взаимосвязь между наличием параллельных инфраструктур и/или конкуренции, основанной на гарантии доступа к сети, и долями компаний на розничном рынке и рыночными ценами в четырех ключевых областях: узкополосном доступе, мобильной связи, бизнес услугах, широкополосном доступе. Наименее конкурентоспособными рынками оказываются те, которые пытаются приспособить регулирование телефонии 1980-х годов к современным условиям.
Члены экспертного совета и присутствующие на заседании представители бизнеса высказали мнение о высоких перспективах новых технологий и инноваций при оказании услуг связи, а также заинтересованность российских компаний в предоставлении аналогичных услуг. В настоящее время от более широкого распространения сервисов типа Skype пользователей удерживает низкое проникновение услуг широкополосного доступа (ШПД) к сети Интернет в регионах России.
По мнению некоторых участников заседания, современное состояние регуляторной базы в сфере связи в России и СНГ может затруднять предоставление услуг на основе технологии Skype, соответственно, могут возникать вопросы относительно легитимности оказания этих услуг. Так, представителем ОАО «Ростелеком» было отмечено, что в результате применения технологии Skype на российском рынке потери российских операторов составили только за 2009г, предположительно 6,7 млрд. руб. При прогнозируемых приростов в 2010 году составит 16 млн, в 2011году -18,6 млн. абонентов, а недополученная выручка российских операторов связи может составить в 2011году -10,5 млрд. руб. Однако представитель «Ростелекома» не смог ответить на вопрос, почему имея все технологические, экономические и правовые возможности для оказания услуг, подобных Skype, они этого не делают и откуда в этой ситуации могут получаться убытки. В свою очередь представитель компании «Skype» отметил, что они не оказывают услуг связи на территории РФ, с использованием их технологии их оказывают провайдеры услуг доступа в Интернет. Другие участники заседания отметили, что провайдеры, оказывающие эти услуги, делают это на законных основаниях. Как отметили участники заседания, стороны в дискуссии зачастую не понимают друг друга, поскольку рассуждают в терминах отличающихся друг от друга моделей рынков. «В мире новые технологии, в т.ч. рассматриваемая, широко применяются и динамично развиваются. Российские потребители также в полной мере осознали ценность этих услуг и проголосовали за них своими деньгами. Если и существует какая-либо правовая неопределенность, то её необходимо устранять», - подвёл итог этой дискуссии А.Н.Голомолзин.
Экспертный совет обсудил вопросы, каким образом сделать так, чтобы внедрение новых технологий и инноваций приносило пользу потребителям, как по ценам, так и по расширению возможности выбора, что возможно лишь при создании предпосылок для развития конкуренции.
Участники заседания подчеркнули значимость недискриминационного доступа операторов и потребителей, как к инфраструктуре сетей связи, так и к технологиям. «Недискриминация доступа к услугам общедоступной электрической связи и к инфраструктуре связи в режиме «ex-ante» обеспечивается в рамках разрабатываемых в соответствии с Законом «О защите конкуренции» Правилах недискриминационного доступа. Этот вопрос уже был предметом неоднократных рассмотрений на Экспертном совете и у его членов имеется консенсус в понимании значимости и содержания этого документа. Остается рассчитывать, что и у ведомств, согласование с которыми находится на завершающей стадии, мы найдём понимание. Что касается соблюдения крупными доминирующими на рынке связи игроками условий недискриминационного доступа к услугам связи на основе новых технологий: если Правила не будут в отдельных ситуациях применимы, то условия справедливой конкуренции в режиме «ex-post» будут обеспечены в рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства» - отметил А.Н.Голомолзин.Кардинально улучшить ситуацию можно путем изменения концепции государственного регулирования в области связи. Существующее законодательство о связи устарело, оно имеет выраженную технологическую привязку к архитектуре сетей прошлого века. Подходы к регулированию должны следовать за кардинально меняющимися технологическими и потребительскими тенденциями. Важно при этом, чтобы не создавались новые и устранялись старые административные барьеры. Регулирование в телекоммуникационной сфере должно быть более гибким, границы отраслевого регулирования должны сужаться, должна возрастать роль общеэкономического регулирования. Было принято решение о подготовке инициатив по концептуальному изменению подходов к регулированию телекоммуникационного рынка и сопряженных с ним сфер. Для этой цели будет создана Рабочая группа при Экспертном совете.Анатолий Голомолзин отметил: «Тема была очень интересной, а обсуждение - полезным. Широкое внедрение новых технологий российских и зарубежных разработчиков возможно лишь на основе кардинального изменения нормативной базы и создания возможности для российских операторов по свободному предоставлению новых услуг на основе этих технологий. Это позволит обеспечить конкурентоспособность российской экономике».
Вторым вопросом на повестке дня стояло обсуждение поправок в статью 17.1 ФЗ «О защите конкуренции». На практике закрепленный в ст.17.1 Закона механизм не работает, в ряде случаев возникают проблемы, если речь идет о заключении договоров на передачу прав владения и/или пользования договоров на передачу прав владения и/или пользования небольшой площади (до 20 кв.метров). Основные причины в том, что процедура конкурсов и аукционов весьма формализована, государственные органы, организующие конкурсы и аукционы, перегружены работой и расставляют приоритеты в пользу больших площадей. Интерес к небольшим площадям специфического характера обычно имеет одно лицо и проведение конкурса или аукциона превращается в простое соблюдение формальностей. Соответствующие поправки в статью 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» были подготовлены ФАС России в рамках третьего антимонопольного пакета и поддержаны участниками экспертного совета. Кроме того, был поднят еще один пласт этой проблемы, выражающийся в отказе некоторых собственников государственного и муниципального имущества от заключения договоров с операторами связи на размещение оборудования связи. Принято решение о проведении ФАС России расследования по этому вопросу после предоставления заинтересованными участниками рынка соответствующей информации. По итогам заседания участники договорились о дальнейшем сотрудничестве.
Источник: Пресс-служба ФАС России