20 сентября 2010 г.

Gartner называет 10 главных факторов, активно формирующих будущий рынок ИТ-услуг и аутсорсинга.

«Покупатели, провайдеры и инвесторы на рынке ИТ-услуг сталкиваются с одним и тем же сочетанием рыночных сил и влияний технологии, хотя их подход и центр их внимания могут различаться, - пишет Бенджамин Принг, вице-президент исследования Gartner. - Эти силы и влияния радикально меняют основы того, как провайдеры поставляют и продают ИТ-услуги и как покупатели их потребляют».

Главными факторами, которые будут оказывать существенное влияние на стратегии и тактику аутсорсинга организаций, включают следующие:

«Цифровое лицо» экономики

Это означает неуклонно растущее влияние ИТ. Оно охватывает части экономики, где «продукт» или «услуга» это контент, который полностью (или почти полностью) является цифровым. Эта доля экономики растет значительно быстрее, чем ее «физические» аспекты и, как таковая, выражает собой существенную часть глобальной экономики. Это влияние всеобъемлющее, затрагивает личную и общественную жизнь - но всё в большей степени ускоряет экономическую, коммерческую и политическую деятельность. Прогнозируется, что к 2020 году примерно одна четверть ВВП будет создаваться посредством цифровых технологий.

Глобализация

Это фундаментальный фактор, меняющий предоставление ИТ-услуг и конкурентную борьбу почти на каждом вертикальном рынке (и, следовательно, в экономике) тем или иным образом, в той или иной форме. Глобализация меняет перспективу всех аспектов деятельности организаций - от партнеров, поставщиков и цепочки поставок до клиентов, технологии и трудовых ресурсов. Каждая организация должна стремиться к выходу на глобальный уровень. ИТ-стратегия также должна быть глобальной, т. е. использовать преимущества ИТ, чтобы снять физические барьеры и одновременно задействовать глобальные трудовые ресурсы, что поможет привнести новую энергию и инновацию.

Консьюмеризация

Это означает не только ускорение роста технологий, ориентированных на потребителя, и их всё большее влияние на повседневную жизнь, но и растущее проникновение этих потребительских технологий в корпоративные ИТ-стратегии. Потребительские привычки и предпочтения будут менять форму функционирования корпоративных ИТ; они породят новые и разнообразные ожидания от ИТ, которые, на уровне корпоративных ИТ-подразделений, должны быть распознаны и осуществлены. Растущая покупательская способность потребителей и рост использования ИТ (а также доступа покупателей к информации) будут заставлять вертикальные сегменты принимать новые технологии и создавать новые продукты, более полно соответствующие потребительским ожиданиям. Организации должны ответить на вопрос: тормозят ли «старые модели» ИТ и ИТ-аутсорсинга удовлетворение будущих потребностей их собственных служащих и заказчиков? Консьюмеризация будет диктовать стандарты доступа к ИТ и их пользовательские качества.

«Облако»

Согласно определению Gartner, сервисы «в облаке» - это «способ организации обработки данных, при котором масштабируемые и эластичные ИТ-ресурсы и функции предоставляются "как услуга" сторонним заказчикам с использованием Интернет-технологий». Как результат совместного влияния коммодитизации и стандартизации технологий, виртуализации ресурсов, растущего использования сервисно-ориентированных архитектур и, самое главное, всё большего роста популярности Интернета и Web, возник некий разрыв, открывающий новую возможность построить отношения между теми, кто использует ИТ-услуги, и теми, кто их продает. Этот разрыв означает, что способность предоставлять специализированные ИТ-услуги теперь может быть соединена со способностью поставлять их индустриализованным, всеохватывающим способом. Реальный результат этого подхода таков, что пользователи ИТ-услуг могут сосредоточиться на том, что дают им эти услуги, а не на том, как их внедрить или развернуть для использования.

Технологии аналитики

После целых десятилетий инвестиций в ИТ многие организации всё еще чувствуют, что их способность получить глубокое видение своего бизнеса, которое поможет им успешнее конкурировать на выбранном рынке, пока не столь эффективна, как могла бы (и должна) быть. Бизнес-аналитика, деловое прогнозирование, выявление трендов и паттернов, «умное» принятие решений - весь этот новый вокабуляр отражает ценность ИТ. Новые ИТ-инициативы, которые не вписываются в эту парадигму, будут всё менее привлекательны для организаций, которые не заинтересованы в «ИТ ради ИТ», а всё острее нуждаются в «ИТ ради бизнеса».

Безопасность и конфиденциальность

Поскольку деятельность всё больше перемещается в Интернет и в «облако» и нарастает доля «цифровой» экономики, растет и необходимость повысить защищенность работы индивидуальных/корпоративных пользователей и сделать более ясными их права на прайвеси. Нарушения безопасности и конфиденциальности, когда они случаются, могут иметь громадные последствия - в финансовом отношении и в плане уверенности покупателей. Некоторые заявляют, что громкие скандалы с кражей персональных данных и взломом кредитных карт не остановили рост Интернета за последние 15 лет, и всё же очевидно, что требуется больше инвестиций и регулятивных мер, чтобы новая волна перехода в «облако» принесла только положительные плоды.

Использование готовых компонентов

Все больше элементов ИТ могут рассматриваться как компоненты (определение: «составная часть, элемент, составляющая чего-л.») более крупного или обширного ИТ-приложения или системы. Концепция «объектов» многократного использования всё больше становится реальностью: Интернет создает «платформу», на базе которой пользователи могут конфигурировать уже готовые ИТ-компоненты вместо того, чтобы всякий раз начинать с нуля в каждом новом ИТ-проекте.

Гиперконкуренция

Этот термин характеризует рынок покупателей ИТ-услуг, где совместно действуют ряд факторов, которые определяют широко действующее, основанное на стоимости принятие решений. Гиперконкуренция является двигателем сделок минимальной стоимости, но настоящая угроза - подпасть только таким сделкам. Экономические реалии создают краткосрочный рынок покупателей, но также долгосрочную проблему для покупателей и поставщиков.

Цепочка создания стоимости

Такие цепочки изменят содержание конкуренции и то, как потребляются и оплачиваются ИТ-услуги. Новая максима на будущее, касающаяся предоставления услуг, гласит: целое больше, чем сумма его частей. Организации должны стать более искусными в способности изучать своих партнеров-провайдеров - и их цепочки создания стоимости. В «облаке» такая цепочка не является однолинейной; это сеть провайдеров, которые будут оцениваться на основе их специализации. Цепочки создания стоимости услуг будут эмулировать аналогичную практику других отраслей.

Фрагментирование вертикальных рынков

Глубокая специализация на субвертикальные процессы будет необходимым условием коммерческого успеха на новой арене альтернативной поставки услуг. Глубокое знание процессов и интеллектуальной собственности в ИТ будет применено к субвертикалям. Формула успеха на будущее - «микровертикализованные решения» - конечно, приведет к фрагментированию рынка. Но эта фрагментация подстегнет инновацию со стороны вендоров, даст больше выбора покупателю и обеспечит дифференциацию готовых решений на основе их ценности.

«В будущем ландшафте ИТ-услуг и аутсорсинга роль руководителей управления ИТ и выбора источника услуг, а также роль руководителей обслуживания станет еще важнее, чем когда-либо раньше, помогая организациям найти верный путь в сегодняшних рыночных силах и применить эти новые нормы аутсорсинга успешным для себя образом, - пишет Элли Янг, вице-президент и ведущий аналитик Gartner. - Смело используйте возможности, которые дают эти новые силы, чтобы еще успешнее нацелить ИТ на достижение своих деловых целей».

Источник: Gartner