27 сентября 2010 г.
В сентябре 2010 года компания X5 Retail Group провела независимый опрос среди российских экспертов рынка мобильной связи и телекоммуникаций. Участникам был задан ряд вопросов, касающихся развития рынка MVNO (mobile virtual network operator) в России.Благодарим всех, кто согласился принять участие и поделился с нами своим мнением.
Алексей Бойко, аналитик агентства «Мобильный форум»
Михаил Алексеев, управляющий партнер агентства ACM-Consulting
Максим Савватин, аналитик агентства iKS-Consulting
Сергей Маленкович, главный редактор Mobile Digital magazine
Виталий Солонин, ведущий консультант агентства J’son&Partners
Вопрос 1.
По данным J’Son&Partners в начале 2010 г. в мире насчитывалось более 430 активных MVNO. Российский рынок мобильной связи, похоже, тоже созрел для создания подобных компаний. Какие тенденции к развитию рынка MVNO в России мы можем наблюдать на сегодняшний день?
Алексей Бойко: Не могу разделить мнения о «созревшем российском рынке». В мире широко развито использование автоответчиков на телефонной сети. В России они так и не прижились. До какой-то степени и с MVNO может повториться та же ситуация, не факт, что этот вид оказания услуг приживется в России.
Михаил Алексеев: Сегодня на российском рынке MVNO практически все проекты ограничены узкими потребительскими нишами. «Аллё» единственный проект, который нацелен на действительно широкую аудиторию потребителей. Развитие MVNO сдерживается тем обстоятельством, что российский рынок отличается высокой конкуренцией и не позволяет операторам виртуальных сетей добиться достаточной рентабельности, если они не ассоциированы с крупными розничными сетями (а значит, не могут экономить на наиболее затратном элементе маркетинга – приобретении новых абонентов).
Максим Савватин: Сегодня проявляется тенденция к расширению MVNO проектов, где в качестве партнера участвует ретейлер. В принципе, и на западных рынках такие альянсы стали появляться не так и давно, учитывая то, что сами операторы MVNO там появились гораздо раньше, чем у нас. В России почти все MVNO-проекты делают ставку на выгодное внутрисетевое (внутритарифное) общение, возможно одной из тенденций в России, станет развитие специализированных проектов, где ставка будет сделана на дополнительные услуги и на мобильную передачу данных.
Среди тенденций стоит также отметить, что сами операторы также стали более лояльны к потенциальным партнерам, которые хотят стать MVNO, в особенности, если это уже зарекомендовавшие и имеющие репутацию на российском и (или) мировом рынке. Пока ещё рынок MVNO в России до конца не пришёл к западной модели MVNO и большинство проектов пока можно отнести к таким своеобразным «псевдо-MVNO» проектам, но, тем не менее, прогресс есть.
Сергей Маленкович: Существует всего один пример создания полноценного MVNO, да и тот запущен самим оператором. По сути, «правильного» MVNO со своим полноценным клиентским front-end, своими номерными емкостями, своими оригинальными доп. услугами и своей целевой аудиторией нет. Большинство MVNO по сути, являются брендированными тарифами, суббрендами оператора, и т.п. Исключение составляют крайне нишевые предложения типа «Алло-инкогнито», которые в целом удовлетворяют критериям MVNO, за исключением некоторых пробелов в технической реализации.
Виталий Солонин: Интерес к MVNO в России не угасает, и довольно большое число компаний заявляли в 2010 г. о планах по созданию подобных проектов. К их числу относятся «Почта России», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «Компания ТрансТелеком», «Навигационно-информационные системы» (НИС), «Скай Линк», «Радуга Интернет», Сбербанк России, Orange Business Services и др. С другой стороны, в августе этого года появилась информация о том, что "МегаФон" может прекратить продажи контрактов "Просто для общения" – крупнейшего виртуального оператора в России. Отказался от MVNO-проекта уральский альтернативный оператор «Форатек коммуникейшн», который в конце июля был приобретен «ВымпелКомом». Это говорит о том, что российский рынок MVNO остается довольно неустойчивым, как впрочем, и во всем мире.
Вопрос 2.
Как Вы можете прокомментировать приказ Минкомсвязи №116, выпущенный в декабре 2008 года, и можно ли расценивать его, как первый импульс к развитию рынка MVNO в России?
Алексей Бойко: В качестве первого импульса, можно рассматривать.
Михаил Алексеев: Основным сдерживающим фактором является не отсутствие регуляционной базы, а неспособность операторов MVNO быстро собрать критическую массу абонентов. Возможность строить сети без собственной радио-инфраструктуры – будущее мобильной связи. Например, в Швеции Telenor и Tele2 передали свои сети третьей стороне (их совместному предприятию) и покупают у этого предприятия трафик оптом. По существу они стали добровольно виртуальными операторами. В России до этого далеко. Пока с трудом верится, что регулятор разрешит операторам совместно строить и использовать единую сеть.
Максим Савватин: Безусловно, официальное признание со стороны регулятора, целого сегмента рынка послужило определенным драйвером, но я бы не сказал, что это было решающим, многое в этом сегменте, прежде всего, зависит от операторов, предоставляющих потенциальным партнерам свою сеть. В результате из по-моему двух десятков выданных лицензий на развитие MVNO реально реализованных проектов единицы.
Сергей Маленкович: Как обычно, это всего лишь запоздалая реакция на мольбы рынка. Пакета регулирующих документов нет, поэтому и приходится плотно сидеть «под крышей» материнского оператора – на его лицензиях, разрешениях и проч.
Виталий Солонин: Этот документ действительно можно расценивать как первый импульс к развитию рынка MVNO в России, поскольку деятельность виртуальных операторов в стране впервые была легализована. В настоящее время отсутствуют юридические препятствия для выдачи лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования организации, создающей сеть подвижной связи без подсистемы базовых станций и не имеющей собственного радиочастотного ресурса.
Вопрос 3.
Чего, на Ваш взгляд, не хватает для появления на российском рынке успешных проектов MVNO, и что мешает достижению такого же успеха, каким обладает зарубежный рынок виртуальных операторов?
Алексей Бойко: Менталитет российских абонентов и российских операторов.
Михаил Алексеев: На рынке не хватает энергичных и целеустремленных специалистов, которые в состоянии «завести» акционеров розничных сетей и продемонстрировать им новые бизнес возможности, связанные с созданием на их базе виртуальных сетей.
Максим Савватин: Как я уже говорил, одной из причин является позиция операторов к потенциальным компаниям, желающим заняться MVNO-бизнесом. Кроме того, на некоторых зарубежных рынках основных операторов обязывали «делиться» с MVNO операторами своими сетями. В РФ такое вряд-ли возможно, потому, как и самим операторам не хватает необходимых частот и ёмкостей сети. Тем не менее, в ближайшие годы, на мой взгляд, прогресс таких проектов возможен, но ждать, конечно, каких-то грандиозных результатов всё же не стоит. Рынок сотовой связи насыщен и, представить рынку такое предложение, которое бы устраивала и потенциальных абонентов и не влияла на основные финансовые показатели основного оператора довольно сложно.
Сергей Маленкович: см. ответы на вопросы № 1 и 2
Виталий Солонин: Главные условия сотрудничества в рамках MVNO-проектов – это эффективная бизнес-модель, с помощью, которой потенциальный партнер способен привлечь новые группы клиентов и расширить абонентскую базу. Проекты MVNO должны обеспечивать для абонентов ощутимые преимущества и высокое качество услуг, а не просто выпуск продукта под новой торговой маркой. На мой взгляд, дефицит таких моделей (нельзя сказать, что их вообще нет) служит одним из сдерживающих факторов. Но, пожалуй, еще большим тормозом является отсутствие прописанного в действующем отраслевом законодательстве требования, обязующего сотовых операторов предоставлять в пользование свою инфраструктуру сторонним компаниям. Пока такого требования не будет, сотовые операторы всегда найдут причину, что отказать сторонней компании в доступе к своей инфраструктуре.
Вопрос 4.
Можете ли Вы сделать какие-то прогнозы, касающиеся перспектив развития виртуальных операторов в России?
Алексей Бойко: Нет, не готов высказываться определенно. Слишком много факторов. Очень многое будет зависеть от регулятора. В ближайшие год-два прорывов не ожидаю.
Михаил Алексеев: Если проектов подобных «АллЁ» будет хотя бы 2-3, то совокупная абонентская база виртуальных сетей может уже через пару лет составить 3-5 млн. пользователей.
Максим Савватин: см. ответ на вопрос №3
Сергей Маленкович: Текущие проекты либо нацелены на крайне узкую аудиторию, либо предлагают незначительный additional value по сравнению с предложениями самого оператора. Хотя «Аллё» в этом смысле интересен для активных покупателей «Перекрестка», но некоторые технические недоработки (конвертация баллы<->минуты) пока препятствуют полноценной эксплуатации.
Виталий Солонин: По прогнозам J’son & Partners Consulting количество пользователей MVNO в России достигнет к концу этого года 1,3 млн. По мнению J’son & Partners Consulting, в ближайшей перспективе в России будут активнее всего развиваться проекты на базе крупнейших розничных сетей. Эта бизнес-модель хорошо зарекомендовала себя в других странах, и Россия здесь вряд ли станет исключением. По мнению J’son & Partners Consulting, активный набор абонентской базы стоит ожидать в 2011-2012 годах, когда компании, которые получили лицензии, будут вынуждены начинать предоставлять услуги.
Вопрос 5.
Какие из недавних MVNO-проектов, по Вашему мнению, могут оказаться наиболее успешными и почему? У кого, на Ваш взгляд, наиболее интересные тарифные предложения, сервис, позиционирование и т.д.
Михаил Алексеев: Самым интересным и многообещающим является объединение систем лояльности отдельных крупных розничных сетей с MVNO. Аналогов «АллЁ» пока нет, но возможно они появятся.
Максим Савватин: Сложно выделить какой-либо проект, пока всё же все действующие проекты находятся на примерно одинаковых уровнях. Я считаю, что каждая малейшая деталь может в дальнейшем повлиять на успешность того или иного проекта, - это и грамотное позиционирование и безусловно сервис, который в рамках MVNO можно реализовать максимально качественно. Также должна быть произведена огромнейшая работа по укреплению лояльности абонентов, потому как отток у MVNO проектов, учитывая всё же меньшие масштабы очень критичен для бизнеса.
Сергей Маленкович: См ответ на вопрос № 4
Виталий Солонин: К числу наиболее потенциально успешных новых MVNO-проектов относится проект «Алле». Его основной особенностью является интеграция с программой лояльности для посетителей розничных магазинов, что позволит покупателям экономить на услугах сотовой связи при покупке товаров, а хост-оператору МТС – привлекать новых абонентов.
Интересные тарифные предложения предлагает самый крупный российский MVNO-проект «Просто для общения», а также проект «А-Мобайл», разработанный для покупателей «Ашан» в Москве и Московской области.
Источник: Пресс-служба компании X5 Retail Group