1 октября 2010 г.

Виталий Фридлянд, Fujitsu Technology Solutions
Мы попросили руководителей ИТ-компаний поделиться с коллегами своими прогнозами дальнейшего развития ситуации на рынке и ответить на вопросы: «Ожидаете ли вы вторую волну кризиса? Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что она будет? Или, напротив, каковы признаки того, что ситуация стабильно улучшается?»

На наши вопросы отвечает Виталий Фридлянд, генеральный директор Fujitsu Technology Solutions в России: «Я не знаю, что такое вторая волна кризиса, я вижу, что кризис не закончился: на докризисный уровень ВВП мы не вышли, уровень потребления не восстановился, промышленность в июле падать не перестала.

Каковы признаки того, что ситуация стабильно улучшается?

Первое — количество проектов, находящихся в разработке у нашей компании, увеличивается с очень большой скоростью, гораздо быстрее, чем мы ожидали. Второе — чувствуется оживление спроса в ретейле, но это только оживление, это еще не признаки улучшения.

Что касается проектов, то у нас появились, во-первых, проекты от больших предприятий. Я думаю, что это отложенный спрос. Во-вторых, это проекты от госструктур (что, мягко говоря, является реализацией бюджетов). И в-третьих, это абсолютно отсутствующий, мертвый с точки зрения инфраструктурных проектов, рынок СМБ. Генерация проектов в этом секторе сейчас самая низкая. И дело тут не в ИТ-компаниях, а в том, что все боятся инвестировать во что бы то ни было, не приносящее быстрой прибыли. Это самые неустойчивые компании, в которых степень устойчивости напрямую зависит от кэша в силу экономической ситуации. Таким образом, проблема заключается не в ИТ, а в самих этих компаниях.

Но у ИТ тоже есть определенные проблемы. Так, российские ИТ-компании не могут предложить решения, которые обеспечивают отдачу, возврат инвестиций. И это естественно, потому что российские ИТ-компании вторичны по отношению ко всему производству. То, что реально предлагается, — это только инструментарий, а не средства производства. Системные интеграторы не работают со средним и малым бизнесом, они работают с большими предприятиями и с госструктурами.

Госструктуры не приносят прибыли, они улучшают экономическую ситуацию в стране. Они и не могут приносить прибыли, потому что не являются коммерческими предприятиями. Финансовый рынок тоже не приносит прибыли, потому что ничего не производит, только деньги, то есть накачивает инфляционными ожиданиями. Так что, когда деньги вкладываются в финансовый сектор, это не является инвестициями в развитие экономики. В реальной экономике — в металлургии, в химии, в нефтепереработке, в нефтедобыче — количество крупных ИТ-проектов можно сосчитать по пальцам, потому что эти предприятия очень консервативны с точки зрения своей инвестиционной деятельности.

Вся добавленная стоимость, которая производится большими негосударственными компаниями, не может перекрыть то большое пространство, которое составляет малый и средний бизнес. А инвестиции в развитие малых и средних компаний не просто консервативные — они запретительные, потому что сейчас их задача — выжить, накопить жирок, который перед кризисом у них уже появился. Вот и вся макроэкономическая ситуации России с точки зрения ИТ».

Мнения других руководителей ИТ-компаний о ситуации на рынке будут опубликованы в CRN/RE № 15 (12 октября 2010 г.).

Источник: CRN/RE