6 октября 2010 г.
Мы попросили руководителей ИТ-компаний поделиться с коллегами своими прогнозами дальнейшего развития ситуации на рынке и ответить на вопросы: «Ожидаете ли вы вторую волну кризиса? Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что она будет? Или, напротив, каковы признаки того, что ситуация стабильно улучшается?»На наши вопросы отвечает Сергей Земков, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России: «Обрушившийся на мировую экономику кризис 2008—2009 г. для нашей компании привел в основном к сокращению темпов роста продаж. И конечно же, кризис сказался прежде всего на российском рынке, так как все продажи мы ведем исключительно в национальной валюте, которая существенно обесценилась из-за девальвации.
Начиная с конца прошлого года мы почувствовали, что ситуация стала улучшаться и по итогам 2009 г. продажи компании выросли более чем на 40%. В первом полугодии мы видим существенное улучшение почти во всех сегментах — и в рознице, и в корпоративном секторе. Проблемы остаются в основном только в среде малого и среднего бизнеса, так как для этих компаний существенную роль в функционировании и развитии играют банковские кредиты и либеральное законодательство, прежде всего налоговое. И с первым, и со вторым в России, к большому сожалению, серьезные проблемы.
Если же говорить о второй волне кризиса, то, судя по всему, она уже находится в активной фазе и связано это прежде всего с Европой. Мы видим, как банкротятся или стоят у этой черты некоторые европейские страны, но для большинства российских компаний это не будет иметь существенного значения. Вторую волну кризиса в России эксперты связывают с ростом "плохих долгов", выплат по кредитам, которые выдавались государством, что и привело к сокращению капиталов банковской системы. Но это также не должно сказаться на большинстве россиян: вклады населения застрахованы, а дешевых кредитов для малого и среднего бизнеса как не было, так и нет.
В целом, как мне кажется, ситуация вполне стабильная, и к концу года, я надеюсь, многие ИТ-компании смогут выйти как минимум на уровень докризисных продаж, а некоторые — даже показать существенный рост».
Источник: www.crn.ru