5 октября 2010 г.
Продолжаем публикацию материалов, не вошедших в специальный выпуск СRN/RE № 4 (60)/2010. Мы попросили представителей региональных компаний поделиться с нашими читателями своим видением ситуации, сложившейся на ИТ-рынке их региона, и ответить на наши вопросы, посвященные общеэкономической ситуации в регионе, а также положению дел на местном ИТ-рынке.На вопросы CRN/RE отвечает Александр Захаров, начальник отдела руководителей проектов компании «ЛАНИТ-ПАРТНЕР» (Хабаровск):
Можно много говорить о влиянии кризиса на экономику нашего региона, но, если честно, то кардинальных изменений в экономике Хабаровского края не произошло, если учитывать, что Москва и раньше не «баловала» нас финансированием. Поэтому в кризис ситуация не сильно ухудшилась, а вот запущенная в 2010 г. федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, даже наоборот улучшила ситуацию. Только за три первых месяца 2010 г. на реализацию ФЦП было выделено 2 млрд. руб.
Кроме того, в нашем регионе, в отличие от многих других, практически нет, так называемых, градообразующих предприятий. Есть крупные компании, которые оказывают влияние на экономику города (например, Хабаровский аэропорт, «Амурметалл», большие магазины розничной торговли), но их проблемы сказались, главным образом, на работниках именно этих предприятий. Пожалуй, в наименьшей степени пострадала сфера общественного питания, торговля продуктами питания и крупные сети розничной торговли.
Но, есть у нас «соседи», которые чувствуют себя лучше, чем мы. Так, если сравнивать финансирование Хабаровского края с ситуацией в Приморье, куда вливаются огромные средства на строительство объектов АТЭС, инфраструктуры, гостиниц, моста на о. Русский, прямо скажем, наш регион смотрится проще.
Тем не менее, судя по началу 2010 г., можно сказать, что ситуация в регионе (по сравнению с 2008-2009 гг.) постепенно улучшается: государственные и коммерческие структуры стали выделять больше средств на закупки ИТ и строительство, чаще стали поступать запросы на проектирование и выполнение ИТ-работ. Среди антикризисных мер, помогающих региону (и нам, в том числе) с честью выйти из сложившейся ситуации, можно назвать как федеральные программы, так и решения местных властей. Например, увеличение транспортного налога (в основном с физических лиц), повышение эффективности работы с должниками. А, кроме того, были выделены средства на поддержку и развитие малого предпринимательства.
Что касается положения дел на ИТ-рынке в нашем крае, то серьезных изменений, вызванных кризисом, мы, в принципе, не заметили. Говорить за весь рынок и за отдельных наших конкурентов, не возьмусь. А вот некоторую общую картину бизнеса нашей компании «нарисую»: в первом полугодии 2010 г. мы наблюдали более позитивную динамику, чем за аналогичный период 2009 г. Радует тот факт, что объемы поставок ИТ-оборудования выросли. Правда, есть и «отрицательная» тенденция: работы по СКС, ЛВС, телефонии и т.п. в этом году востребованы в этом году меньше, чем раньше. Тем не менее, общий объём продаж компании «ЛАНИТ-ПАРТНЕР» в корпоративный сектор увеличился.
Помимо нас в этом сегменте рынка сильные позиции у местных игроков: «2К» и «Тензор». Не обошли нас вниманием и московские интеграторы. В Хабаровском крае работают представительства компаний КРОК, МАСКОМ, «Микротест», «КомпьюЛинк», R-Style (правда, активность этого игрока в последнее время не очень высокая). А вот такой игрок, как «КомпьюЛинк», можно сказать мимикрировал на нашем рынке, его представительство в Хабаровске было открыто очень давно, и сейчас оно уже воспринимается многими клиентами, как «одна из местных компаний». Кстати, и в других филиалах московских компаний, также работают местные специалисты.
И это не случайно. В нашем регионе гораздо проще работать именно «местным» компаниям, т.е. тем, кто может «похвастаться» давними отношениями с клиентами (в т.ч. и личными знакомствами), кто смог перевести эти отношения в ранг долгосрочных, кто и в дальнейшем настроен на продолжение сотрудничества.
Но, не корпоративом единым жив ИТ-рынок. Поговорим о рознице. В этом сегменте произошло заметное снижение объемов продаж: у населения сейчас явно меньше денег, чем было раньше. Но, несмотря на это, в список розничных продавцов Хабаровского края входит, по разным оценкам, от 40 до 60 компаний. Наиболее заметные из них: ДНС, «Офисная техника», «Лунный свет», «Контур», «НК-техника». Кроме того, в последнее время заметно выросла доля продаж цифровой техники через интернет-магазины, располагающиеся в западных регионах России и осуществляющие доставку на Дальний Восток.
Если же говорить о том, какие форматы «реальных» магазинов лучше перенесли кризис, то описать «счастливчиков» можно так: магазины, где товар находится в открытом доступе, где его можно потрогать, включить посмотреть и т.п. Торговые точки такого типа требуют минимальное количество обслуживающего персонала, а, значит, имеют возможность предложить низкие цены. Увы, ценовой фактор в условиях сокращения средств у населения (о чем я уже говорил выше), сейчас играет существенную роль при принятии частным лицом решения о покупке. А вот ассортимент розничных магазинов, практически не изменился по сравнению с докризисным периодом.
Не изменилась ситуация и в сегменте «производства ПК». Когда в регионе только появилась продукция крупных российских «сборщиков» доля персональных компьютеров локальных марок резко сократилась. Местные игроки сократили свое производство в разы. Зайдите в любой магазин бытовой техники, там вы увидите «машины» марки DEPO. А из местных остался, пожалуй, только один серьезный сборщик– компания «Контакт +».
Ну, и чтобы закончить, отмечу тот факт, что в настоящий момент многие крупные компании-поставщики расширяют свое присутствие на Дальнем Востоке: открывают представительства, сервисные службы и т.д. Лично я это объясняю тем, что в условиях спада продаж, наблюдавшегося в западных областях, компании стали искать новые рынки сбыта, и добрались до нашего региона.
Источник: СRN/RE