20 октября 2010 г.
В центре дискуссии на прошедшем в октябре Форуме независимых разработчиков программного обеспечения Independent Software Developers Forum — ISDEF’2010 были наиболее востребованны на российском рынке направления ПО и ИТ-услуг.Как подчеркнул председатель правления ISDEF и генеральный директор компании Fast Reports Михаил Филиппенко, почти все эксперты подчеркивают главенствующую роль мобильности пользователей, социальных сетей и изменяющиеся в связи с этим требования рынка тиражных решений ИТ. Сегодня эти сферы рассматриваются не только как маркетинговые каналы, а как новая «экосфера обитания» современного пользователя, под потребности которого и подстраиваются нынешние программы.
Алексей Кокин, менеджер по работе с разработчиками Nokia, рассказал о перспективах развития рынка мобильных устройств. По прогнозам Nokia этот рынок в ближайшие годы будет расти темпами от 14 до 20% в год. Если в 2010 г. в мире насчитывается 250,39 млн. мобильных устройств, то в 2014 г. их будет уже 480 млн. Японский рынок уже практически насыщен, в Западной Европе их число в ближайшие четыре года увеличится примерно на 50%, в США — почти удвоится, а в Азии и других регионах вырастет более чем вдвое. По числу ИТ-устройств в России Nokia дает следующие цифры — на середину 2010 г. их было 37 млн. ПК, 12 млн. ноутбуков и 135 млн. мобильных устройств. Доходы рынка мобильного Интернета, по данным Nokia, в 2009 г. составили 33 млрд. руб., а в 2010-м достигнут 50 млрд. руб.
Феликс Мучник, генеральный директор компании Softkey, представил результаты проведенного компанией исследования предпочтений своих покупателей. По данным Softkey, объем рынка тиражного ПО в России в 2009 г. составил 3,2 млрд. долл., а в 2010 г. увеличится до 3,4 млрд. долл. В сегменте частных клиентов меняется возраст покупателей — если раньше, в 2009 г., в основном — 20—40 лет, то теперь заметно выросло число покупателей возрастной группы 40—50 лет и старше. Почти половина частных клиентов оплачивает покупки пластиковыми картами, 48% опрошенных покупают ПО в интернет-магазинах. Если раньше, по мнению большинства покупателей, лицензионным должен был быть только основной пакет ПО, то теперь они все чаще считают, что таким должно быть все ПО. Самые популярные продукты — антивирусы, операционные системы, игры, утилиты и сервисное ПО. Ключевым критерием выбора для потребителей по-прежнему остается цена. Далее с отрывом следуют простота и удобство заказа, известность производителя ПО.
Большинство корпоративных клиентов пользуется лицензионным ПО, причем в 2010 г. объем закупок несмотря на кризис у почти половины этих компаний не сократился. Услугой SaaS пользуются уже сегодня 24% опрошенных, 11% планируют делать это в ближайшем будущем.
Замена ЕСН на страховые взносы с января 2010 г. привела к увеличению финансового бремени для разработчиков ПО. В качестве решения проблемы предлагается законопроект о внесении изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Цель законопроекта — определить организации, занимающиеся разработкой ПО, для предоставления им мер государственной поддержки. Сейчас льготы имеют только прошедшие госаккредитацию аутсорсинговые компании. Разработчикам ПО предлагается войти в состав саморегулируемой организации (СРО) и получить госаккредитацию. Критерии для вхождения в СРО следующие: основной вид деятельности — разработка ПО и (или) консультирование в этой области; доля доходов по основному виду деятельности по итогам отчетного налогового периода — не менее 90%, сумма расходов на приобретение ПО, лицензий на ПО по итогам отчетного периода — не более 30% суммы всех расходов, а число работников юрлица или ИП — на 2011 г. — не менее 25 человек, 2012 г. — 15 человек, 2013 г. — 10 человек, 2014 г. — 5 человек. Входить в СРО может как юрлицо, так и индивидуальный предприниматель. Сама СРО согласно российскому законодательству должна отвечать следующим требованиям: насчитывать не менее 300 членов (юрлиц и ИП), иметь коллегиальный орган управления (совет, наблюдательный совет) и функционально специализированные органы и структурные подразделения, иметь обязательные для исполнения членами СРО стандарты и правила предпринимательской деятельности в сфере разработки программного обеспечения. Также должен быть разработан проект Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Для прохождения госаккредитации необходимо членство в СРО.
Выводы юриста Игоря Моцного, представившего на конференции анализ предлагаемых правительством льгот, говорят о том, что пока оптимального решения для ИТ-компаний не найдено — хотя количественный критерий численности персонала для разработчиков изменен на более реальный (вместо первоначальных 50 человек стало 25), требование к СРО в области разработки ПО о наличии не менее 300 членов завышено, в России нет достаточного числа подобных компаний. Для сравнения: те же 300 членов должно насчитывать СРО в области строительства, но масштабы рынков и количество компаний в сфере софтверной разработки и строительства просто несопоставимы. Результатом может стать возникновение монополии одного СРО, которое будет регулировать данную деятельность в РФ. Разработчики ПО считают, что эти меры явно направлены на монополизацию рынка: создание максимум одного СРО, членами которого, по сути, могут стать только аутсорсинговые компании. Но и их столько (300) в стране не наберется.
Оценивая основные тренды рынка разработки ПО, Михаил Филиппенко выделил 3 ключевых аспекта. Это возрастающая важность «облачных» приложений (впрочем, пока это слабо заметно), увеличение значимости социальных сетей и мобильные технологии. «Сегодня требуется ПО, которое не привязано к конкретному рабочему месту, и которым можно пользоваться с любых мобильных устройств — телефона, айпода, айпада, а в ближайшем будущем даже с подключенной к Интернету бытовой домашней техники», — сказал он. Что касается социальных сетей, то, по словам председателя правления ISDEF, это серьезный бизнес-инструмент, а вовсе не только сфера маркетинга, хотя пока он воспринимается как игрушка, но свое время так же относились и к ПК». В социальных сетях клиентов уже «сбили в группы» и они просегментированы.
Источник: Маринэ Восканян, CRN/RE