22 октября 2010 г.
Cisco огласила результаты международного исследования, показавшего, что трое из каждых пяти сотрудников во всем мире больше не считают пребывание в офисе непременным условием продуктивной работы.Их стремление к мобильности и возможности гибко получать корпоративную информацию настолько сильно, что сотрудники в той же пропорции (трое из каждых пяти) готовы перейти на менее высокооплачиваемые должности, если это сулит возможность эффективно выполнять служебные обязанности вне офиса.
Организованное компанией Cisco исследование проводилось в Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Испании, Италии, Китае, Мексике, России, США, Франции и Японии. В каждой из этих стран были опрошены 200 сотрудников и ИТ-специалистов.
Как уже упоминалось, 60 процентов респондентов не считают пребывание в офисе обязательным условием продуктивной работы. Такие настроения особенно распространены в Индии (там за максимальную мобильность и гибкость в работе высказались 93 процента опрошенных), Китае (81 процент) и Бразилии (76 процентов).
66 процентов опрошенных рассчитывают, что ИТ дадут им возможность пользоваться любым устройством – персональным или корпоративным – для доступа к корпоративным сетям, приложениями и данным в любом месте и в любое время по мере того, как количество устройств доступа будет непрерывно расти. В будущем они ожидают дальнейшего расширения ассортимента оконечных сетевых терминалов, в числе которых должны появиться «нетрадиционные» устройства, такие как телевизионные приемники и автомобильные навигационные экраны.
Среди сотрудников, имеющих доступ к корпоративным сетям, приложениям и данным за пределами офиса, около половины (45 процентов) сверхурочно работают два-три часа в день, а еще четверть таких сотрудников сверхурочно работает от четырех часов в день и больше. Впрочем, это вовсе не означает, что такие сотрудники доступны по первому требованию круглосуточно – скорее, это значит, что они хотят более гибко сочетать работу с личной жизнью, пока бодрствуют.
Как уже говорилось, сотрудники очень ценят возможность работать в любом месте и отмечают, что такая возможность укрепляет их лояльность к работодателю (13 процентов), влияет на выбор места работы (12 процентов) и повышает моральный дух (9 процентов). 66 процентов опрошенных во всех странах предпочли бы менее высокооплачиваемую работу, если она даст более гибкий выбор устройств, более широкий доступ к социальным сетям и более высокую мобильность. В ряде государств, включая Россию, доля таких сотрудников еще выше. Например, в Испании за это высказались 78 процентов респондентов, несмотря на переживаемые данной страной экономические трудности.
Могут ли компании удовлетворить требования сотрудников?
45 процентов опрошенных ИТ-специалистов заявили, что, с точки зрения корпоративной политики и технологий, они не готовы к поддержке более мобильной рабочей силы, работающей в условиях «сетей без границ». Впрочем, это и не удивительно, если учесть, что предметом их главных забот остается информационная безопасность.
Тогда как ИТ-специалисты в качестве основных препятствий, мешающих распространению распределенной работы, назвали проблемы безопасности (57 процентов респондентов), бюджетные ограничения (34 процента) и недостаток опыта (17 процентов), то остальные сотрудники такими препятствиями считают, прежде всего, жесткие требования ИТ-отделов и корпоративные правила. Такое мнение особенно распространено среди индийских сотрудников.
Обучение и корпоративные правила играют не меньшую роль, чем технологии
Каждый пятый респондент замечал, что посторонние лица заглядывают на экран его компьютера в общественных местах, а еще 19 процентов опрошенных признались, что никогда не утруждают себя тем, чтобы удостовериться в безопасности окружающей обстановки. Кроме того, как выяснилось, 17 процентов респондентов оставляют устройства доступа без присмотра, и почти трое из пяти опрошенных сотрудников в разных странах (58 процентов) позволяют посторонним лицам самостоятельно пользоваться их корпоративными устройствами.
По мере того, как трудовые ресурсы становятся все более распределенными, растет и вероятность потери данных. Каждый четвертый из опрошенных ИТ-специалистов заявил, что за последний год четверть выданных сотрудникам устройств была потеряна или украдена.
По мере того, как трудовые ресурсы становятся все мобильнее, неизбежно растут проблемы, связанные с безопасностью и управлением рисками. Результаты исследования показали настоятельную необходимость в совершенствовании корпоративных правил, обучении конечных пользователей и в более тесных доверительных отношениях между сотрудниками и ИТ-отделами. От того, насколько успешно ИТ-отделы будут строить эти отношения, зависит рост и развитие корпоративного бизнеса, получение конкурентных преимуществ и общая ситуация в области управления рисками.
В России:
-31 процент опрошенных считает постоянное нахождение в офисе необязательным условием продуктивной работы (это лишь слегка превышает средний показатель в 28 процентов респондентов)
-в отличие от остальных, вместе с жителями Индии и Китая россияне считают возможность удаленной работы скорее правом, чем привилегией
-70 процентов опрошенных в РФ считают свободу выбора места выполнения служебных обязанностей важнее уровня заработной платы
-доступом к корпоративной информации в любое время, независимо от своего местонахождения, располагают 17 процентов респондентов из числа россиян (самый низкий показатель по результатам исследования, почти вдвое уступающий среднему индексу в 31 процент)
-главной проблемой, мешающей удаленной работе, опрошенные россияне назвали нехватку бюджетных средств на приобретение соответствующей техники.
Несколько слов об исследовании
Данное исследование было проведено по заказу Cisco компанией InsightExpress – третьей по величине компанией, занимающейся рыночными исследованиями и зарегистрированной в США.
Cisco решила провести это исследование, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются сегодня компании, пытающиеся удовлетворить требования сотрудников и бизнеса в условиях повышения мобильности, обострения угроз безопасности и распространения технологий для повсеместной доставки приложений и информации - от виртуализированных центров обработки данных и облачных вычислений до традиционных проводных и беспроводных сетей.
Объектом исследования стали сотрудники компаний и ИТ-специалисты. И в том, и в другом случае в каждой из 13 вышеупомянутых стран были опрошены по 100 человек. Таким образом, выборка респондентов составила 2600 человек.
«Результаты исследования показывают, что стремление сотрудников к мобильности и гибкому стилю работы всюду набрало огромную силу, сравнявшись с фактором заработной платы, - говорит вице-президент компании Cisco Мари Хаттар (Marie Hattar), отвечающая за решения для сетей без границ. - Таким образом, чтобы получить конкурентные преимущества и повысить удовлетворенность сотрудников, организациям нужно строить ИТ-инфраструктуру без границ».
«Мобильность сотрудников стала жизненной реальностью, предоставляющей бизнесу явные преимущества в самых разных отраслях, - считает штатный футуролог, главный технический специалист консалтингового подразделения Cisco IBSG Дэйв Эванс (Dave Evans). - Работа перестала ассоциироваться с местом выполнения служебных обязанностей. Она становится жизненным стилем, и роль ИТ-специалиста в этой ситуации приобретает все более стратегический характер: такой специалист помогает бизнесу сохранять гибкость и повышать производительность труда».
«Сотрудники Cisco как в США, так и в большинстве других стран, включая Россию, уже давно и широко практикуют мобильный стиль работы в удаленном режиме, – прокомментировал результаты исследования руководитель пресс-службы ООО “Сиско Системс” Александр Палладин. – Надо ли говорить, как это, с одной стороны, повышает производительность труда, а с другой – создает максимально комфортную рабочую обстановку. Лично я считаю такой стиль работы величайшим благом. Живя в 60 километрах от московского офиса, на каждую поездку туда и обратно я трачу как минимум 4 часа, даже если выезжаю из дома в половине шестого утра. К счастью, в последние годы я это делаю лишь в случае крайней необходимости, а в основном выполняю все служебные обязанности с помощью мобильного телефона и ноутбука, дающего доступ к любой корпоративной информации и коммуникационной технологии, включая видео».
Источник: Пресс-служба компании Cisco