25 октября 2010 г.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) завершила рассмотрение дела в отношении ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» (Российская Федерация), ТОО «GSM Казахстан», ТОО «Кар-Тел», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (Республика Казахстан) о нарушении части 1 статьи 10, частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Расследование действий крупнейших операторов сотовой связи Республики Казахстан: ТОО «GSM Казахстан», ТОО «Кар-Тел», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» одновременно проводило Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции.

В результате рассмотрения дела ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» признаны нарушившими пункты 1, 3 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции».

Операторы установили и поддерживали монопольно высокие цены на услуги связи в роуминге (национальном, на территории Российской Федерации, и международной, на территории государств – участников СНГ), а также навязывали невыгодные условия договора для абонентов, не информируя надлежащим образом об изменении порядка расчетов в роуминге.

Комиссия ФАС установила, что операторы «большой тройки» поддерживали монопольно высокие тарифы на взаиморасчеты с оператором – роуминговым партнером (в том числе и входящим в одну группу лиц с российским оператором), обеспечивая получение завышенной прибыли при оказании услуг связи «гостевым» абонентам, приезжающим на территорию Российской Федерации.

Поскольку тарифы на взаиморасчеты с контрагентом является одним из основных тарифообразующих факторов на услуги связи в роуминге для российских абонентов, операторы «большой тройки» путем поддержания необоснованно завышенных тарифов на расчеты с контрагентами формировали завышенные тарифы для российских абонентов.

В настоящее время услуги связи в роуминге оказываются двумя способами: «онлайн» роуминг—списание средств со счета абонента производится в момент их фактического расходования, и «оффлайн» роуминг—«домашний» оператор узнает от оператора–партнера о фактическом расходовании средств через сутки и более после их расходования. Во втором случае потраченные средства со счета абонента списываются со значительной задержкой. В случае, когда оператор предоставляет абоненту услугу связи в «оффлайн» роуминге, абонент, заключивший договор с авансовым порядком расчетов, уверенный, что ему прекратят оказывать услугу связи при нулевом балансе, по приезде домой узнает о возникшей задолженности. Если абонент пользовался услугой доступа в Интернет, на большой скорости, счета достигают несколько сотен тысяч рублей.

Комиссия ФАС России установила, что вне зависимости от того, какой порядок расчетов установлен договором об оказании услуг связи, ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» не сообщают абоненту должным способом, что при нахождении в роуминге порядок расчетов меняется, изменяя таким образом в одностороннем порядке существенное условие договора о порядке расчетов за услуги, что приводит к ущемлению интересов абонентов.

ФАС России принимает во внимание предпринятые действия операторов «большой тройки»:

- С 30 сентября 2010 года ОАО «ВымпелКом» снизил тарифы на услуги подвижной радиотелефонной связи в роуминге в СНГ.

- ОАО «МТС», ОАО «МегаФон» заявили о намерении снижения тарифы на услуги подвижной радиотелефонной связи в роуминге в СНГ в объявленные ими сроки;

- ОАО «МТС» и ОАО «МегаФон» снизили тарифы на услуги подвижной радиотелефонной связи в национальном роуминге;

- ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон», ОАО «МТС» примут все необходимые меры для урегулирования межоператорского взаимодействия с ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон», ОАО «МТС» на недискриминационных условиях, которое позволит операторам установить абонентские тарифы на уровне, заявленном операторами в одностороннем порядке;

- ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон», ОАО «МТС» заявили об обеспечении смс-информирования абонентов, выезжающих за пределы Российской Федерации, о том, что при получении услуг связи в роуминге списание средств со счета может осуществляться со значительной задержкой в 1 квартале 2011 года.

Принимая во внимание все перечисленные обстоятельства, комиссия ФАС России выдала предписание ОАО «МегаФон», ОАО «МТС» об устранении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции», установив тарифы на услуги связи в роуминге на уровне, заявленном компаниями в одностороннем порядке;

ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон», ОАО «МТС» выдано предписание обеспечить смс-информирование абонентов, выезжающих за пределы Российской Федерации, о том, что при получении услуг связи в роуминге списание средств со счета может осуществляться со значительной задержкой в сроки, заявленные компаниями в одностороннем порядке.

Комиссия не установила фактов нарушении ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» (Российская Федерация), ТОО «GSM Казахстан», ТОО «Кар-Тел», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (Республика Казахстан) частей 1, 2 статьи 11 135 ФЗ, в связи с этой части дело прекращено в связи с отсутствием нарушения.

Анатолий Голомолзин заместитель руководителя ФАС России, руководитель Штаба по совместным расследованиям комментирует ситуацию:

«В среднем снижение составит по международному роумингу в СНГ: голосовые услуги: в 1,5-2 раза, смс – в 2 раза, доступ к сети Интернет по GPRS – в 4 раза; по национальному роумингу: голосовые услуги – в 3-3,5 раза, смс – до 3 раз.

Подобный результат мог быть достигнут только в рамках согласованных действий антимонопольных органов стран СНГ.

Штабом по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства при Межгосударственном совете по антимонопольной политике (МСАП) государств – участников СНГ проводился анализ рынка услуг телекоммуникаций в СНГ, который был завершен в ноябре 2009 года.

По результатам анализа рынка ФАС России и Агентство по защите конкуренции Казахстана провели детальные расследования. В рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодателства крупнейшие операторы связи двух стран приняли меры по снижению тарифов в межоператорских расчетах. Это позволило снизить тарифы и для абонентов наших стран, выезжающих в СНГ.

Также операторы России и Казахстана направили предложения о снижении межоператорских тарифов операторам в других странах СНГ. В более чем 70 процентах случаев они получили положительные ответы. Информация об операторах тех стран, которые отказались принять недискриминационные условия, была передана конкурентным ведомствам других стран СНГ для завершения мер антимонопольного воздействия.

МСАП принял решение направить материалы по рынку связи в СНГ на рассмотрение Совета Глав Правительства СНГ».

Источник: ФАС России