25 октября 2010 г.
Компания J’son & Partners Consulting представляет итоги обновленного исследования российского рынка сетей третьего поколения (3G).Компания регулярно отслеживаем такие показатели как абонентская база, количество проданных модемов и телефонов с поддержкой 3G, покрытие сетей на уровне отдельных населенных пунктов, объем трафика и доходов от передачи данных, количество базовых станций и т.д.
В частности, компания J’son & Partners Consulting провела исследование покрытия коммерческих сетей 3G стандарта W-CDMA/HSPA по состоянию на конец 3-го квартала 2010 года в населенных пунктах Российской Федерации с числом жителей более 10 тыс. человек. Лидером по этому показателю стала компания «МегаФон» (841 населенный пункт); далее следуют компании «ВымпелКом» и МТС, которые развернули коммерческие сети 3G в 565 и 224 населенных пунктах соответственно. «ВымпелКом» лидирует в категории городов с населением от 101 тыс. до 500 тыс. жителей, а «МегаФон» - в категории населенных пунктов с числом жителей от 10 тыс. до 100 тыс. Все операторы «большой тройки» предоставляют услуги 3G во всех городах с населением свыше 501 тыс., включая 12 городов-миллионеров.
По оценке J’son & Partners Consulting, по состоянию на конец 2 квартала 2010 года в России насчитывалось более 6,5 млн. пользователей USB-модемов, поддерживающих стандарты W-CDMA/HSPA и CDMA 1 x EV-DO. При этом на долю стандарта W-CDMA/HSPA, который развивает «большая тройка» сотовых операторов, пришлось более 80% всех подключений. J’son & Partners Consulting прогнозирует дальнейшее увеличение доли этой технологии.
По количеству подключенных к сетям W-CDMA/HSPA абонентских устройств лидировал Северо-Западный федеральный округ; в сегменте сетей CDMA 1 x EV-DO – Центральный федеральный округ. Среди субъектов РФ по этому показателю лидировали Санкт-Петербург и Москва соответственно.
В настоящее время сформировались две основные категории потребителей услуг мобильной передачи данных, которые могут пересекаться между собой. С одной стороны, это «квазимобильные» пользователи USB-модемов и ноутбуков/нетбуков со встроенным радиомодулем, с другой – это мобильные пользователи смартфонов, которые генерируют существенно меньший объем трафика данных, но, тем не менее, оказывающие существенную нагрузку на сеть за счет большого сигнального трафика .
J’son & Partners Consulting ожидает, что к концу 2010 г. в России будет насчитываться не менее 8 млн. пользователей USB-модемов и около 6 млн. пользователей 3G-телефонов, использующих их для интернет-коммуникаций и веб-броузинга. Уже в следующем 2011 году, по нашей оценке, количество обеих категорий пользователей практически сравняется, а в последующие годы пользователи смартфонов будут доминировать.
Значительное усиление конкуренции в сегменте мобильной передачи данных, внедрение условно безлимитных тарифов привело к значительному снижению стоимости единицы трафика, который растет существенно быстрее доходов операторов.
По оценке J’son & Partners Consulting, доходы крупнейших операторов от передачи данных в сотовых сетях выросли в первом полугодии 2010 г. на 50-70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как объем трафика – на сотни процентов.
Рост основного и сигнального трафика приводит к увеличению нагрузки на сотовые сети и снижению качества услуги. Усилия операторов сотовой связи в ближайшей перспективе, по мнению J’son & Partners Consulting, будут направлены на ограничение потребления P2P-трафика за счет установления «заградительных» тарифов, установление дифференцированных тарифов для различного типа трафика (обычный веб-броузинг, загрузка медиаконтента, IP-телефония, ICQ и пр.), использование решений для снижения нагрузки от сигнального трафика и разгрузки сотовых сетей, например, за счет трансляции трафика в сети Wi-Fi, а также к увеличению активности в области платного контента.
Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting