23 декабря 2010 г.
По данным кадрового агентства Kelly Services, для отрасли информационных технологий 2010 год сложился явно лучше предыдущего. Рынок окончательно стабилизировался, обозначилась тенденция плавного роста.Многие компании сумели достигнуть хороших бизнес–результатов, что было связано с такими мерами как повышение эффективности сотрудников и жесткий контроль расходов.
С точки зрения рынка труда, в 2010 году компании вели более активную политику найма персонала в сравнении с 2009. Но процесс был очень взвешенным: нанимали лучших, а ключевых сотрудников удерживали. В связи с этим в 2010 году рекрутеры опять массово столкнулись с таким явлением как контрпредложение от текущего работодателя. Несмотря на то, что многие компании говорят о снижении текучки персонала, в третьем квартале года заметно увеличилась активность сотрудников в рассмотрении новых предложений. Это связано с тем, что в период рыночной нестабильности, многие кандидаты откладывали момент перехода, так как количество предложений с одной стороны было минимально, а с другой нестабильность рыночной ситуации в целом делала смену работодателя процессом крайне рискованным. Кроме того, кандидаты жалуются на отмену программ обучения/повышения квалификации во многих компаниях, что заметно снизило мотивацию сотрудников.
По нашим оценкам уровень заработных плат пришел в равновесие, в большинстве случаев кандидатам предлагают те деньги, которых они реально стоят как специалисты на рынке труда. У специалистов в области продаж бонусная составляющая медленно растет по отношению к уровню 2009 года
В 2010 году популярностью у работодателей пользовались технические специалисты - инженеры, специалисты технической поддержки, разработчики ПО, специалисты по внедрению и поддержке информационных систем, системные аналитики, архитекторы, специалисты по поддержке приложений.
Одно из самых востребованных направлений у вендоров – корпоративные продажи на вертикальных рынках (крупным локальным и международным компаниям, монополиям и в государственный сектор). Востребованы специалисты по продажам, которые хорошо ориентируются в особенностях того или иного сектора (производство, энергетика, транспорт, финансы и т.п.), имеют наработанную базу клиентов.
В начале года испытывали сложность банковские аналитики, но многие вовремя переориентировались на другие сферы. Также сложно найти работу руководителям ИТ-отделов, так как количество резюме в разы превышало наличие вакансий.
Из отдельных тенденций 2010 году можно отметить увеличение требований к соискателям: сроки работы в компаниях, общий стаж, владение языком, наличие сертификатов, профессиональной мотивации, возможности выполнять смежные задачи, готовность к ненормированному рабочему дню. Как правило, на позиции специалистов выбор делается не из одного - трех, как в докризисное время, а рассматривается от 5 до 20 кандидатов. Увеличился диапазон относительно возраста соискателей в сторону более зрелых сотрудников. Со стороны кандидатов стало меньше амбиций (не каждый хочет через год быть ИТ-директором), многие занялись саморазвитием, время стагнации рынка употребили на приобретение новых навыков (доп. образование, второе высшее, сертификация, изучение языка).
В 2011 году прогнозируется постепенное и взвешенное движение в сторону увеличения штата компаний. Компенсационный пакет работодатели планируют или на уровне 2010 года, или с небольшим увеличением по отношению к 2010 году, хотя у многих кандидатов уже сложилось мнение, что кризис закончился, и они намерены менять место работы с целью занять более высокооплачиваемую позицию.
Олег Аэров, директор по развитию бизнеса «Промышленность», Tieto. «По нашим оценкам, в 2010 году отрасль ИТ в целом вернулась к докризисному уровню активности. Если в 2008-2009 целый ряд проектов, особенно инвестиционных, был заморожен, то сейчас динамика на рынке ИТ увеличилась. Для компании Tieto 2010 год был периодом закрепления позиций на российском рынке – реализовывался ряд крупных проектов, что сказалось на нашей потребности в кадрах.
C точки зрения персонала, для нас в 2010 году был актуален подбор ключевых сотрудников практически по всем направлениям – сервисные службы, развитие бизнеса, ит-специалисты. Наиболее востребованы были ведущие сотрудники по развитию бизнеса для направлений Энергетика, Телеком, Промышленность. Необходимы были люди с опытом как в индустрии, так и в консалтинге для продвижения всего спектра услуг компании. Востребованы технические специалисты по продуктам SAP, Microsoft. Также, учитывая активные действия на рынке центров обработки данных, требовались сотрудники инфраструктурных и инженерных направлений.
Среди тенденций 2010 года я бы назвал, прежде всего, тот факт, что зарплатные ожидания специалистов сегодня уже превышают докризисный уровень. Одновременно, заметно выросло число сотрудников, которые держатся за работодателя. Видимо, осмыслив опыт 2008-2009 годов, люди стали ответственнее относиться к текущему месту работы. Если говорить об уровне кадров на рынке, то, несмотря на то, что выбор специалистов стал больше, вопрос соотношения цены и качества персонала остается.
В 2011-12 году нам предстоит развитие целого ряда сервисов для существующих и новых заказчиков. Мы планируем набор специалистов, но вместе с тем, серьезное внимание будет уделяться обучению существующих сотрудников. Одновременно, мы понимаем, что всех наших потребностей в будущем это не закроет, поэтому мы начали системную работу с учебными заведениями, бизнес школами и ВУЗами, чтобы иметь возможность «формировать» потенциальных сотрудников на более ранних этапах. Компания Tieto готова работать со стажерами, сегодня это тренд для всех крупных ИТ-компаний».
Источник: Пресс-служба кадрового агентства Kelly Services