4 февраля 2011 г.
Глобальный финансовый кризис способствовал новой расстановке сил в мировой экономике: согласно последнему исследованию PwC «Мир в 2050 году», экономический рост перемещается в быстроразвивающиеся страны.Если оценивать ВВП на основе паритета покупательной силы («ППС»), что позволяет сделать поправку на то, что уровень цен в быстроразвивающихся странах, как правило, ниже, результаты исследования говорят о том, что до 2020 г. развивающиеся страны большой семерки (E7) (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция), скорее всего, обгонят развитые страны большой семерки (G7) (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада), как показано на графике в примечании.
Когда страны E7 обгонят страны G7?
Если же в своих прогнозах мы будем использовать ВВП по рыночным обменным курсам («РОК»), то придем к выводу о том, что мировой порядок будет меняться медленнее, но также неуклонно - страны E7 обгонят G7 примерно в 2032 г. В этом же году Китай перегонит США и станет крупнейшей экономической державой в мире, что следует из прогнозов, основанных на рыночных обменных курсах. Если же брать за основу ППС, то этот сценарий станет реальным до 2020 г. Так будут развиваться события даже при том, что темпы роста экономики Китая могут через какое-то время несколько замедлиться из-за политики, направленной на то, чтобы в китайских семьях было не более одного ребенка, и при том, что, догоняя США для обеспечения последующего роста, Китай должен будет больше полагаться на инновации, а не имитацию.
По прогнозам, наиболее существенный рост доли в мировом ВВП будет приходиться на Индию, а не на Китай. В 2009 г. доля Индии в мировом ВВП, определяемом исходя из РОК, составляла лишь 2%. К 2050 г. ее доля может вырасти примерно до 13%. Как следует из прогнозов, основанных на оценке ВВП исходя из ППС, Индия может обогнать Японию уже в 2011 г., а также США к 2050 г. Продвижение Индии в рейтинге ВВП, будет гораздо медленнее, если за основу будут взяты рыночные обменные курсы, так как в настоящее время уровень цен в стране намного ниже, чем в развитых странах большой семерки. Но даже с учетом определения ВВП исходя из РОК, Индия должна будет перегнать Японию к 2030 г., а к 2050 г. почти догонит США.
Из результатов анализа можно сделать вывод о том, что к 2050 г. Австралия и Аргентина могут исчезнуть из списка стран большой двадцатки, а у Вьетнама и Нигерии, наоборот, есть потенциал в него войти. К 2050 г. Индонезия может подняться с шестнадцатого места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 г., на восьмое место, обогнав в течение следующих 40 лет не только Италию (как показано в таблице ниже), но и Францию, Великобританию и Германию. Исходя из параметров, используемых в прогнозе, можно сделать вывод о том, что в 2050 г. Великобритания с трудом удержится в списке 10 крупнейших экономик, заняв девятое место по ВВП, определенном исходя их рыночных обменных курсов, и десятое место при взятии за основу ВВП, определенного исходя из ППС.
Джон Хоксворт, Руководитель отдела макроэкономики PwC, отмечает:
«Во многих отношениях тот факт, что к 2050 г. Китай и Индия – страны с самой высокой численностью населения - вновь займут лидирующие позиции, является возвратом к исторической норме, существовавшей до Промышленной революции конца 18 и 19 веков, которая привела к перемещению экономической мощи из Азии в Западную Европу и США. Сейчас это временное смещение разворачивается в обратном направлении.
Меняющийся мировой порядок предлагает компаниям стран, экономика которых в данный момент находится на высоком уровне, как трудности, так и возможности. С одной стороны, со временем конкуренция со стороны международных компаний быстроразвивающихся рынков будет постепенно возрастать, и они будут продвигаться вверх по цепочке создания стоимости в производстве и стабильно расширяться в таких секторах, как, например, банковский, который больше пострадал от финансового кризиса на Западе, чем на Востоке.
В то же время стремительный рост на рынках потребления в крупнейших быстроразвивающихся странах, связанный с быстрым ростом среднего класса, создаст прекрасные новые возможности для западных стран, которые могут упрочить свои позиции на этих рынках».
Источник: PwC