17 февраля 2011 г.
Группа международного объединения «Делойт Туш Томацу» по обслуживанию предприятий в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ представила ежегодный отчет «Прогнозы основных направлений развития сектора высоких технологий, СМИ и телекоммуникаций в 2011 году».Ольга Табакова, партнер и руководитель направления по обслуживанию предприятий в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ компании «Делойт», СНГ дает следующие комментарии: «В данном исследовании представлены тенденции и прогнозы, которые, по нашему мнению, в 2011 году будут оказывать существенное влияние на развитие отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ как в мире в целом, так и в России и странах СНГ.
На протяжении последних 10‒15 лет ситуация в отраслях высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ заметно изменилась. Отрасли стремительно развивались, что сопровождалось сменой носителей информации, увеличением скорости доступа к информационным ресурсам, повышением приоритетности безопасности доступа, дальнейшей специализацией компаний, занятых в этой отрасли. Также изменилось и их влияние на нашу личную жизнь, работу и досуг. Мы уже не представляем свою повседневную жизнь без Интернета, музыки и видеофильмов на цифровых носителях, персональных средств коммуникации и т. п. Ключевым направлением развития за последние десять лет стала конвергенция: отрасли высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ сейчас гораздо боле взаимосвязаны и зависимы друг от друга, чем когда-либо ранее. Учитывая это, впервые за десять лет мы выпустили свой прогноз в форме единого отчета, а не трех отдельных брошюр, как это делалось в предыдущие годы. По мнению «Делойта», изменения в каждой из отраслей настолько взаимосвязаны, что руководству компаний будет полезно ознакомиться с основными тенденциями развития всех трех отраслей. Мы рады обсудить с представителями отрасли множество актуальных на сегодняшний день вопросов, рассмотренных в исследовании, а также поделиться своим мнением о состоянии глобального и российского рынка высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ».
Конец эпохи: более половины компьютеров — уже не компьютеры
В 2011 году продажи компьютерных устройств, не относящихся непосредственно к персональным компьютерам (ПК), могут составить свыше 50% от общемирового объема продаж, что станет концом многолетнего господства персональных компьютеров на рынке. В отличие от 2009 года, когда покупатели приобретали нетбуки, в сущности, представлявшие собой менее мощный вариант обычных ПК, на первое место на рынке компьютерной техники в 2011 году выйдут устройства с операционной системой и процессорами, принципиально отличными от тех, что выпускались на протяжении последних 30 лет. Это изменение является ключевым моментом на пути перехода от более или менее стандартизированных ПК-устройств к гораздо более многообразной компьютерной среде.
Рынок смартфонов и планшетных устройств не спешит с выбором стандартной операционной системы
К концу 2011 года ни одна из операционных систем (ОС), установленных на смартфонах и планшетных ПК нового поколения, не займет лидирующих позиций на рынке. Некоторые из этих ОС будут занимать более 5% рынка, но при этом, в отличие от существующих операционных систем, ни одна из них не станет для рынка «стандартом по умолчанию». Завоевание ведущих позиций на рынке операционных систем для нетрадиционных компьютерных устройств несет огромные преимущества. Однако возникновение лидера на этом рынке в 2011 году маловероятно.
Планшеты в офисах: больше чем игрушка
В 2011 году покупателями более 25% всех планшетных устройств станут корпоративные клиенты. Также ожидается, что этот показатель продолжит расти и после 2011 года. Несмотря на то что некоторые аналитики склонны считать планшетные ПК маломощными мультимедийными устройства, предназначенными исключительно для забавы потребителей, в 2011 году ожидается, что более 10 млн таких устройств будут закуплены организациями.
По прогнозам, потребительский спрос на планшеты продолжит уверенно расти. При этом ожидается, что спрос на эти устройства со стороны корпоративного сектора будет расти даже быстрее, правда, с гораздо более низкой стартовой позиции.
Электронное правительство: от опции к обязанности
В 2011 году в использовании системы предоставления государственных электронных услуг настанет переломный момент. Растущая потребность в повышении эффективности работы правительства, вероятно, послужит сильным толчком для более широкого распространения существующих государственных электронных платформ и услуг, в частности, онлайн-систем представления налоговых деклараций и получения разрешений на строительство. Ожидается, что в 2011 году во всех развитых странах количество компаний, которые используют систему государственных электронных услуг хотя бы для одного бизнес-процесса, в среднем будет выше 90% (в 2010 году — 75%).
Аналогичным образом количество граждан, использующих такие услуги в развитых странах, предположительно, увеличится по меньшей мере на 10%.
Лидирующие позиции телевидения усилятся
В 2011 году телевидение сохранит свое лидерство среди всех СМИ по показателю общей выручки, который включает продажу рекламного времени, доходы от абонентской платы, «плату за просмотр» и лицензионные платежи. Ожидается увеличение мировой телевизионной аудитории на 40 млн зрителей. Общее количество телезрителей составит 3,7 млрд человек. При этом половина мирового населения останется незатронутой, что оставляет большой потенциал для развития рынка ТВ. В соответствии с прогнозами время просмотра телепрограмм на одного человека вырастет и составит 3 часа 12 минут в день.
Традиционное телевидение одержит победу над инновационным
Несмотря на продажи десятков миллионов телевизоров со встроенной функцией составления плана просмотра программ, в 2011 году люди в основном будут смотреть телевизор в соответствии с предлагаемой программой передач. Для зрителей важен выбор, но они им редко пользуются.
Маловероятно, что технический прогресс изменит эти укоренившиеся привычки в ближайшее время.
Рост рекламы в социальных сетях: каким он будет?
В 2011 году число уникальных пользователей социальных сетей вполне может превысить цифру в 1 млрд. Кроме того, в социальных сетях может быть размещено свыше 2 трлн рекламных объявлений. Тем не менее доход от рекламы в социальных сетях по сравнению с другими СМИ, вероятно, останется невысоким, по крайней мере в краткосрочной перспективе — примерно 4 доллара США от каждого пользователя, что в сумме составит менее 5 млрд долларов США в 2011 году, т. е. менее 1% от общей суммы расходов на рекламу по всему миру. Когда социальные сети преодолеют рубеж в 1 млрд пользователей, почти половина интернет-пользователей по всему миру уже будет зарегистрирована, что может установить «потолок» будущего роста — это может произойти уже к концу 2011 года. В настоящее время основной вопрос заключается в том, смогут ли социальные сети поддерживать тенденцию роста и найти новые способы монетизации своей стоимости.
Игры уходят в онлайн: аудитория растет, но какой ценой?
В 2011 году мировая отрасль компьютерных и видеоигр продолжит расти, но при этом появятся новые источники получения доходов: ежемесячные подписки, периферийные устройства, плата за услуги и внутриигровые покупки, а также реклама на рынках free-to-play (F2P) и Freemium.
К концу 2012 года общий объем доходов от этих источников составит до 10 млрд долларов США или 16% от общего объема доходов по компьютерным играм, а с течением времени — 50% всех доходов отрасли. По мере распространения этих способов получения дохода отрасль должна развиваться, и тогда ее рост будет как более стабильным, так и более прибыльным. Кроме того, ожидается продолжение бурного увеличения числа пользователей компьютерных игр, главным образом за счет увеличения числа людей, играющих в игры время от времени —через приставки, Интернет и социальные сети, а также смартфоны и планшетные ПК.
Дешевый переход на 4G: многие ли операторы выберут вместо него 3.5G?
В 2011 году масштабы строительства беспроводных сетей следующего поколения (4G), работающих по протоколу LTE, не оправдают ожиданий телекоммуникационной отрасли в связи с сохранением жизнеспособности последних беспроводных технологий третьего поколения (3G). К концу 2011 года в коммерческую эксплуатацию данную услугу запустят менее 30 операторов LTE в шести странах. Несмотря на то что технологию LTE начнут применять многие крупнейшие операторы мира, большинство сетей в следующем году останется в рамках переходных технологий.
Внедрение технологий 4G может идти медленнее, чем ожидалось, поскольку не все мобильные операторы полностью используют даже имеющиеся у них частоты 3G. Кроме того, технология LTE в сегодняшнем виде не предлагает резкого увеличения скоростей и усиления характеристик по сравнению с 3G, в отличие от предыдущих технологических поколений.
Wi-Fi как дополнение к мобильному широкополосному доступу в интернет (ШПД)
В 2011 году объем данных, загружаемых с переносных устройств или на них через публичные сети Wi-Fi, будет расти гораздо более высокими темпами (25–50%), чем объем данных, передаваемых через мобильные широкополосные сети. Увеличение доли Wi-Fi в загрузке данных на мобильные устройства, скорее всего, приведет к снижению темпов роста мобильного широкополосного трафика, но может улучшить доходность услуг мобильных операторов по передаче данных. Услуги мобильного ШПД будут все в большей степени концентрироваться на специфических направлениях использования и пользователях, которые могут полностью оценить преимущества данной технологии ― широкую зону покрытия, мобильность и интегрированную безопасность, — а также способны платить за нее.
Источник: Пресс-служба «Делойт»