24 марта 2011 г.
В настоящее время проблемы, существующие в сфере государственных закупок,широко обсуждаются как органами власти, так и общественностью. В частности,
18 марта 2011 года в Высшей школе экономики состоялась публичная дискуссия
ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и блоггера Алексея Навального.
Указанная дискуссия непосредственно затронула и интересы Управления
Федеральной антимонопольной службы по Москве: при этом обсуждались не только
предлагаемые сторонами проекты, но и «взаимоотношения» НИУ ВШЭ и ФАС России.
Описывая их, Я.И. Кузьминов заявил следующее: «...вот поссорились Вышка с
ФАСом и у нас на порядок возросло количество отмены торгов и штрафов…»
В связи с этим, чтобы избежать недопонимания, Московское УФАС России считает
целесообразным обозначить свою позицию по данному вопросу.
В течении 2010 года Московским УФАС России, как федеральным органом
исполнительной власти, к полномочиям которого отнесено осуществление
контроля в сфере размещения государственных заказов было рассмотрено 1884
жалобы на действия более чем 400 госзаказчиков. При этом, количество жалоб
на действия того или иного заказчика зависит исключительно от подающих их
участников размещения заказа, а отношение обоснованных и необоснованных
жалоб - от наличия или отсутствия в действиях заказчика нарушений 94-ФЗ.
За указанный период времени в Управление поступило 11 жалоб на действия НИУ
ВШЭ, 8 из которых были признаны обоснованными или частично обоснованными.
Также в отношении Высшей школы экономики Московским УФАС России была
проведена одна внеплановая проверка по факту обращения, направленного из
Прокуратуры г. Москвы. В ходе проведения данной проверки в действиях НИУ ВШЭ
были выявлены нарушения Закона о размещения заказов. Что касается
инициативных проверок в отношении Высшей школы экономики, то они Московским
УФАС России не проводились.
Кроме этого, в рамках указанной дискуссии Я.В. Кузьминов привёл в пример
якобы необоснованные решения Московского УФАС России в отношении Высшей
школы экономики. В этой связи необходимо пояснить следующее: Комиссией
Управления установлено, что торги, о которых в данном случае шла речь, на
закупку НИУ ВШЭ видеопроектора (запрос котировок 100215/003606/1031) и
закупку документ-сканеров (запрос котировок 100211/003606/1025) были
проведены НИУ ВШЭ с нарушениями требования Закона о размещении заказов. В
обоих случаях предмет закупки был сформулирован сотрудниками НИУ ВШЭ
следующим образом: «Документ-сканер Panasonic KV-S3065CV (или эквивалент)»,
«Видеопроектор Panasonic PT-D5000E (или эквивалент)».
При этом, в нарушение требований 94-ФЗ, Высшей школой экономики не были
установлены требования к качественным характеристикам закупаемого товара, то
есть фактически заказчик согласился на поставку любого проектора и любого
документ-сканера. Это привело к тому, что участники размещения заказа
предложили товар, соответствующий требованиям запросов котировок, но не
устроивший НИУ ВШЭ.
По результатам рассмотрения соответствующих жалоб Высшая школа экономики
была признана нарушившей ч. 4 ст. 43 94-ФЗ. При этом, заказчику выданы
предписания, но не о закупке товара, как было указано Я.В. Кузьминовым в
рамках дискуссии 18 марта 2011 года, а об отмене процедур и приведении
извещений в соответствии с требованиями закона, т.е. об указании необходимых
заказчику качественных и технических характеристик закупаемого товара в
извещении, что никак не могло привести к ущемлению интересов заказчика.
За указанные нарушения должностные лица НИУ ВШЭ были привлечены Московским
УФАС России к административной ответственности в виде штрафов, которые
предусмотрены КоАП РФ. Данные постановления о наложении штрафов обжаловались
Высшей школой экономики в судебном порядке, однако, по результатам
рассмотрения соответствующих дел, судебные инстанции приняли решения о
законности и обоснованности действий Московского УФАС России.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что действия Управления Федеральной
антимонопольной службы по Москве в отношении государственных заказчиков в
общем, и Высшей школы экономики в частности, соответствуют букве закона и
направлены на защиту интересов участников размещения заказов и на
поддержание здоровой конкуренции в сфере государственных закупок.
Источник: Московское УФАС России