31 марта 2011 г.
Компания «КОРУС Консалтинг» провела очередное исследование на тему «Предпринимательство после кризиса».
Аналитики компании выясняли у топ-менеджеров и сотрудников российских компаний, стал ли кризис толчком для открытия собственного дела, в какой сфере интереснее всего организовать свой бизнес, отношение к бизнесу в России, причины нежелания иметь свое
дело, оценку роли государства в поддержке бизнеса.
Мировой финансовый кризис круто изменил жизнь многих людей во всем мире. Кого-то уволили, кому-то сократили зарплату, кто-то увидел в кризис новые возможности и стал богаче - по крайней мере, хотя бы духовно. Кризис в очередной раз показал, что рассчитывать ни на кого, кроме себя, не приходится и не имеет смысла.
В США, по статистике, уже около трети всех работников трудятся на себя - в качестве фрилансера или собственника бизнеса. Рост числа предпринимателей мы наблюдали и в России, в особенности в кризис: потеряв работу или перейдя на менее выгодные условия труда, многие специалисты начали реализовывать собственные проекты, открывать свои маленькие компании или стали фрилансерами-одиночками. Таково парадоксальное влияние экономического спада: на фоне общего снижения деловой активности и роста безработицы – развитие малого бизнеса и предпринимательства, в том случае, если для этого в стране созданы благоприятные условия.
Сейчас много говорят о «модернизации». Модернизация в России невозможна без оздоровления отношений государства и предпринимателей. Чтобы модернизация состоялась, государству придется прекратить относиться к бизнесу, как к «дойной корове», от которой оно получает средства на содержание «электората» , и начать работать на условиях паритетного партнерства. Но ситуация осложняется тем, что население России в целом негативно относится к бизнесу и предпринимательству: тезис «от трудов праведных не наживешь палат каменных» прочно укоренен в народном сознании.
Компания «КОРУС Консалтинг» решила выяснить, как представители российского среднего класса относятся к предпринимательству как таковому и к идее собственного дела? Что мешает развитию предпринимательства в России? На вопросы ответило более 100 топ-менеджеров, руководителей среднего и высшего звена.
Значительная часть опрошенных видит себя в качестве предпринимателей, если не сейчас, то в будущем. Интересно то, как полярно разошлись мнения, стало ли проще заниматься бизнесом в современной России (график 6). Получается, что в обществе нет единого мнения относительно экономической ситуации в стране и условий для бизнеса?
Источник: Пресс-служба компании «КОРУС Консалтинг»