28 апреля 2011 г.
Отказ облака Amazon многим открыл глаза на риски, связанные с новой моделью ИТ. CRN публикует мнения экспертов.Главные уроки для клиентов и VAR`ов
Отказ облака Amazon пошатнул мир ИТ, когда в ночь на 21 апреля Elastic Compute Cloud (EC2) и Relational Database Service (RDS) вдруг перестали работать, из-за чего сайты нескольких весьма крупных компаний также угасли либо работали крайне медленно и с перерывами.
Компания Amazon всё еще ищет первопричину этого отказа, но предварительно сообщила, что, вероятно, дело в проблеме с сервисом Elastic Block Storage (EBS) в ЦОДе на севере Виргинии.
Отказ облака Amazon вызвал гнев заказчиков и поднял вопрос о надежности облака, а заодно - об отсутствии полной и своевременной информации от вендора. Поставщики облачных решений не замедлили назвать этот случай «поучительной историей» для заказчиков и VAR`ов. И, конечно, это был большой урок для всей ИТ-отрасли.
Вот 10 главных выводов, которые можно сделать из этой истории.
- «Облако» может отказать. Отказы облака будут случаться. Это реальность, и если для вас это неприемлемо, то лучше выйти из облака, говорят многие VAR`ы.
«Отказы - хорошо это или плохо - реальность ИТ-отрасли, - говорит Дэвид Хофф, вице-президент по технологии компании Cloud Sherpas. - Они будут, по крайней мере, в обозримом будущем, поскольку технология еще незрелая».
«Сервисы в облаке будут отказывать, и нужно планировать действия на случай таких отказов», - вторит ему Джереми Пшигод, главный управляющий компании Stratalux.
Необходимо планировать аварийное восстановление и преодоление отказов
Отказ облака Amazon сказался на зонах обслуживания на севере Виргинии. Клиенты Amazon, использующие разные зоны обслуживания и распределенную облачную инфраструктуру, не были затронуты в такой степени, как те, кто не подумал об этом.
«Это подчеркивает необходимость продуманного и широкого плана резервного копирования и аварийного восстановления, - говорит аналитик Forrester Research Ванесса Альварес. - Это заставит заказчиков ввести план аварийного восстановления, который включает резервного провайдера или же переключение в другой регион. Поставщикам услуг придется потрудиться и делать то, что следовало делать с самого начала, а именно информировать заказчиков о всех доступных им вариантах».
- Следует изучать SLA. Отказ облака Amazon подтолкнул заказчиков изучить, наконец, свои SLA (соглашения об уровне обслуживания): какой же коэффициент готовности им гарантирован, и на какую компенсацию за простой они могут рассчитывать? Этот случай подчеркнул необходимость внимательно прочитать SLA, прежде чем ставить свою подпись на документе.
«Я думаю, этот случай заставит клиентов реально задуматься и понять, что же они покупают у вендоров облака, - говорит Джозеф Койл, директор по технологии Capgemini в регионе Северной Америки. - Очевиден вывод, что покупатель должен полностью понимать саму технологию и SLA, которые предлагает каждый поставщик облака. Высокий коэффициент готовности и преодоление отказов ЦОДа предлагаются на разных уровнях. Клиенты должны полностью понимать, на что они подписываются, а также каков допуск для каждой системы или среды, которую они переносят в облако».
- Заручитесь поддержкой экспертов. Этот отказ подчеркнул важность сотрудничества с поставщиками решений и интеграторами, понимающими, как построить и предоставить облачные решения, готовыми ответить на вопросы и гарантировать поддержку.
«Заказчикам действительно нужно сотрудничать с поставщиками услуг и интеграторами, которые имеют опыт построения решений в облаке, чтобы свести к минимуму последствия для их бизнеса в случае отказов вроде тех, что мы видели на прошлой неделе, - говорит Пшигод. - Если заказчики рассматривают IaaS-услуги просто как виртуализацию существующих сервисов без перестройки архитектуры их решений, то они могут попасть в беду. Но те из компаний, кто обратился к поставщикам услуг и/или интеграторам - специалистам облака, переживут невзгоды гораздо лучше тех, кто этого не сделал».
Майкл Кёрвен, соучредитель и директор компании Bluewolf, также говорит, что этот отказ показал важность поддержки, которую обеспечивает доверенный консультант: «Им нужно иметь партнера - фирму, куда они могут позвонить и обсудить все проблемы».
- Избавьтесь от «слепой веры» в облако. До этого момента многие пользователи переносили свои приложения и данные в облако, свято веря в то, что всё будет прекрасно работать. Конечно, облаку можно доверять, но времена слепой веры давно прошли.
«SLA приобретет больше веса, и доверие, конечно, будет, но не в форме слепой веры», - говорит Тони Сафоян, главный управляющий SADA Systems. «Я надеюсь, это поможет излечить заказчиков от слепой веры. Если кто-то хочет перенести критически важные приложения в облако и даже в собственный ЦОД, то им следует предпринять дополнительные шаги, чтобы гарантировать уровень готовности», - вторит ему Пол Бёрнс, президент аналитической фирмы Neovise.
- Остерегайтесь шарлатанов. После отказа облака Amazon некоторые не столь успешные поставщики стали потирать руки, надеясь заманить рассерженных заказчиков, порвавших с Amazon. Но эксперты предупреждают: держитесь подальше от шарлатанов, которые захотят сыграть на неудаче Amazon.
«Все нынешние клиенты Amazon разом стали гораздо доступнее, чем раньше, когда только искали облако. На рынке есть не столь надежные провайдеры и просто самозванцы. Мы рекомендуем обратиться к знающему специалисту облака или консультанту, чтобы они помогли с выбором и условиями договора», - говорит Боб Шинн, старший партнер-распорядитель в консалтинговой фирме Cloud Silver Lining.
«Необразованные шарлатаны, имеющие свое, альтернативное "предложение" для незадачливых заказчиков, будут раздувать эту историю, чтобы посеять страх, неуверенность и сомнения, - говорит он. - Горе-разработчики, создавшие псевдо-облако, будут показывать пальцем на Amazon».
- Сопровождение и администрирование никуда не уходят. Использование облачной инфраструктуры не избавляет ИТ-персонал или поставщиков решений от их профессиональных обязанностей - обеспечить сопровождение и администрирование облака. Как показал отказ у Amazon, здесь недопустим принцип «включил и забыл».
«Одно лишь то, что я могу перенести это в облако, еще не означает, что об этом можно больше не думать, - говорит Кёрвен. - По-прежнему требуется и администрирование, и сопровождение». Джим Дамулакис, директор по технологии компании GlassHouse Technologies, с ним согласен: «Нельзя просто выписать чек и позабыть обо всех проблемах».
- Отказ у Amazon сделает «облако» сильнее. Возможно, это противоречит логике, но отказ облака Amazon может на деле стать ускорителем для всей отрасли облачной инфраструктуры. Проливая свет на потенциальные риски, он может научить многих, как избежать повторения такой ситуации и заранее продумать ответные действия.
«Заглядывая вперед, я думаю, что отказ у Amazon и другие подобные случаи лишь сделают отрасль сильнее, - говорит Бёрнс. - Эти отказы преподнесут хороший урок должного планирования на случай аварийных ситуаций и обеспечения резервирования для приложений. Это может выглядеть как парадокс, но облачные сервисы действительно могут повысить коэффициент готовности и эффективность DR [аварийного восстановления], если приложения и процессы администрирования будут должным образом продуманы. Некоторые крупные клиенты, например Netflix, смогли остаться на плаву во время этого отказа в значительной степени благодаря своей архитектуре приложений».
- Проверяйте всё! Клиенты рассчитывали, что поставщики облака безусловно обеспечивают отказоустойчивость, резервное копирование, аварийное восстановление и другие подразумеваемые услуги. Это действительно может быть так, но далеко не всегда. Отказ облака Amazon показал, что когда дело касается облака и отказоустойчивости, ничего нельзя принимать как само собой разумеющееся.
«Когда вы используете облачные сервисы, будь то какое-либо приложение (резервное копирование, CRM, электронная почта и т. д.), хранение данных или же просто вычислительная мощность, всегда следует задуматься: а как защищены эти данные? Большинство клиентов наивно полагают, что провайдер сам регулярно сохраняет резервные копии, хранит данные в географически разнесенных узлах и даже имеет где-то запасной ЦОД с целехонькой копией всех их данных. Совет: не принимайте ничего как само собой разумеющееся. Ваш поставщик облака НЕ БРАЛ НА СЕБЯ обязательство за ваш план аварийного восстановления, это ВАША обязанность!» - пишет в блоге аналитик Forrester Research Рейчел Дайнз, давая оценку отказоустойчивости поставщиков облака в свете отказа Amazon.
- Рынок ждет прозрачности и своевременных оповещений. Amazon попала под огонь критики за то, что не сообщила об отказе ни во время, ни после инцидента. «Amazon ничего не сказала о том, как же случился этот отказ и как будет исключено повторение таких ситуаций в будущем, - говорит Койл. - Однако следует добавить, что это не был общесистемный отказ, и я думаю, если они объяснят, в чем была проблема и как избежать ее в будущем, то смогут поправить свою репутацию».
Источник: CRN/США