9 июня 2011 г.
ОАО «Русские Навигационные Технологии» (РНТ) публикует консолидированную аудированную финансовую отчетность по международным стандартам (МСФО) за год, завершившийся 31 декабря 2010 года.В 2010 году компания добилась удвоения финансовых показателей, причем показанные темпы роста существенно превысили ожидания менеджмента, озвученные при выводе компании на IPO в минувшем году.
По состоянию на конец 2010 года финансовое положение компании стабильно – она имеет значительный отрицательный чистый долг (-222 992 тыс. руб.). Шансы РНТ на прибыльное участие в дальнейшем росте рынка подкреплены как технологическим лидерством (в 2010 году запущена в производство новейшая платформа оборудования AT-10), так и значительным акционерным финансированием в объеме более 2/3 средств, привлеченных в ходе IPO, – при незначительном уровне накопленного долга.
Ключевые показатели деятельности РНТ в 2010 году:
- Выручка компании увеличилась более чем в 2,1 раза – до 446,2 млн. рублей (или около 14,7 млн. долларов);
- Чистая прибыль (совокупный доход) возросла до 78,1 млн. рублей (2,6 млн. долларов), что в 2,1 раза выше уровня 2009 года; объем валовой прибыли по итогам отчетного года вырос на 72,6% – до 206,6 млн. рублей;
- В июле 2010 года ОАО «РНТ» стало первой российской венчурной компанией, вышедшей на IPO (ММВБ); продажа 18,03% доли в компании позволила привлечь акционерный капитал в размере 300 млн. рублей;
- Долг вырос незначительно (+7,1%) – до 7,4 млн. рублей; чистый долг является значительной отрицательной величиной, как и годом ранее;
- Совокупный собственный капитал превышает обязательства в 3,9 раза. Доля собственного капитала в совокупных активах РНТ достигла к концу 2010 года 79,6% – против 68,1% годом ранее, что в 1,6 раза выше уровня предыдущего года;
- В 2010 году компания добилась роста величины выручки, приходящейся на одного сотрудника, до 3 514 тыс. рублей (+154,1% к уровню 2009 года);
- Важным подтверждением роста эффективности деятельности РНТ стало увеличение в отчетном году объемов выручки и EBITDA, приходящихся на один установленный комплект оборудования. Рост показателей составил 24,3% и 15,3%, соответственно.
Независимый аудит консолидированной финансовой отчетности ОАО «Русские Навигационные Технологии» провела компания ООО «Марка Аудит» (член НП «Аудиторская палата России»).
В 2011 году РНТ намеревается перейти на поквартальное объявление неаудированных финансовых результатов по МСФО. Публикация финансовых результатов компании за 1 квартал 2011 года в соответствии с МСФО намечена на июнь 2011 года.
Анализ финансовых результатов деятельности РНТ в 2010 году
Выручка
По итогам 2010 года консолидированная выручка компании увеличилась более чем в 2,1 раза – до 446,2 млн. рублей.
Одна из главных тенденций 2010 года для РНТ – развитие бизнеса в государственном секторе. Прирост продаж компании в данном сегменте (новых подключений) в 2010 году увеличился в 9,6 раз по сравнению с 2009 годом. Таким образом, по количеству установленных комплектов (19 250 шт.) уровень продаж РНТ в госсекторе стал сопоставим с продажами в корпоративном сегменте (20 426 шт.), где РНТ традиционно в течение последних нескольких лет удерживает свое лидерство на рынке.
Доходы в сегменте госзаказчиков на сегодняшний день формируются, главным образом, за счет крупных клиентов. Для РНТ агрессивный вход в сегмент стал возможен в силу ряда причин: (i) деятельная поддержка компанией государственных программ в области внедрения в России технологий ГЛОНАСС и наличие успешной бизнес-модели по монетизации участия в таких программах; (ii) высокая репутация технических решений компании, их рекордные для российского рынка масштабы и потенциал масштабируемости, способность решать самый широкий круг задач клиентов; (iii) выполнение контрактов с передовым уровнем качества и ответственности перед клиентами; (iv) приобретение необходимого опыта участия и побед в открытых тендерах, что обеспечивает окончательно сформированная в 2010 году в составе фронт-офиса команда специалистов по взаимодействию с госструктурами и тендерной работе.
Основные усилия компании во второй половине 2010 года были направлены на удовлетворение сильно возросшего спроса со стороны госсектора. Это позволило значительно увеличить показатели по общей выручке, однако привело к снижению доли абонентских продаж в выручке.
По итогам 2010 года уровень концентрации клиентской базы возрос: 80% выручки приходилось на 37 клиентов (88 клиентов в 2009 году). Концентрация клиентской базы выросла за счет заказов на развертывание крупных диспетчерских центров, в том числе, – со стороны заказчиков из госсектора.
Важным фактором роста выручки и поддержания привлекательной маржинальности бизнеса становится ежегодный рост функциональности решений, внедряемых у заказчиков. Эта тенденция характерна не только для новых, но и для привлеченных ранее клиентов. Переход компании от использования прежней технологической платформы к новой, гораздо более современной и широкофункциональной – AT-10, должен усилить данный тренд.
В структуре оборота компании доля внедрений типизированных и отраслевых решений приблизилась к 50%. Следуя этой тенденции, компания планирует в 2011 году завершить формирование полного пакета отраслевых решений. Предложение рынку готовых отраслевых решений позволит в будущем значительно сократить сроки внедрения систем мониторинга транспорта на предприятиях, а также расширить функциональность внедряемых решений и увеличить маржинальность проектов.
В 2010 году компания начала осуществлять продажи за пределами Российской Федерации: доля выручки от внешних продаж составила 1,3%. Росту данного показателя в ближайшем будущем будет способствовать агрессивный выход компании на рынки целого ряда зарубежных стран. В настоящее время осуществляется подбор местных партнеров и формирование необходимой инфраструктуры.
Инвестиции
Наиболее важными направлениями инвестиций стали: развитие линейки продуктов компании, выход на зарубежные рынки, развитие дилерской сети, производство, логистика и сервис, а также маркетинг.
Основное направление инвестиционной активности компании – разработка новой линейки оборудования, базирующейся на инновационной технологической платформе АТ-10, которая полностью построена на основе цифровых беспроводных технологий, за счет чего существенно расширяются базовые возможности флагманского продукта компании – системы мониторинга транспорта «АвтоТрекер» – и область его применения.
Создание АТ-10 потребовало длительной подготовки к серийному производству. Помимо разработки оборудования, потребовалась оптимизация встроенного ПО, проведение длительного лабораторного тестирования, стендовых и натурных испытаний на разных типах транспортных средств в разных климатических зонах и условиях эксплуатации.
Производство и внедрение оборудования на платформе АТ-10 начато в 2011 году.
Денежные средства
Объем поступлений от операционной деятельности возрос в 2010 году с 195,0 до 492,7 млн. рублей. Компания имела остаток денежных средств на конец 2010 года в размере 28,2 млн. рублей (21,7 млн. рублей на конец 2009 года). Компания размещает временно свободные денежные средства на краткосрочных депозитах в Банке ВТБ (ОАО) – банке высшей категории надежности.
В течение года было инвестировано 116,6 млн. рублей в наращивание оборотных средств, что отражает активную работу компании с поставщиками оборудования – чтобы в полной мере воспользоваться бурным ростом рынка в 2011 и в последующие годы.
Прогноз на 2011 год
Исходя из обнадеживающих темпов роста бизнеса в первые месяцы 2011 года, РНТ ожидает по итогам 2011 года получения консолидированной выручки в размере не менее 700 млн. рублей.
Финансовые результаты компании комментирует Иван Нечаев, исполнительный директор ОАО «РНТ»: «По итогам минувшего года наша компания значительно, более чем двукратно, превысила прогнозные темпы роста бизнеса (выручки и чистой прибыли), заявленные при выходе компании на IPO – 2,1х против 1,5х. Бурно растущий российский рынок, высокий технический уровень продуктовой линейки и доказанная способность РНТ выполнять контракты любых размеров позволяют наращивать масштабы бизнеса темпами не на уровне десятков процентов в год, а в разы.
Несколько отличной от ожиданий оказалась в 2010 году структура новой клиентской базы в разрезе сегментов рынка. Мощный рывок компании удался в сегменте государственных заказчиков, в результате которого доля продаж в госсекторе стала сопоставима с долей в корпоративном сегменте. Менее значимые результаты достигнуты в сегменте малого и среднего бизнеса. Однако с выводом на рынок новой услуги AutoTracker One (в формате операторской модели обслуживания клиентов) мы предвидим в текущем году активизацию продаж и в данном сегменте рынка.
РНТ продолжает динамично развиваться без привлечения заемных ресурсов. Показатели долговой нагрузки компании свидетельствуют о низком уровне долга (порядка 1% от величины собственного капитала). В то же время, РНТ располагает значительным собственным капиталом, а средства от IPO инвестируются поэтапно. Мы полагаем, что обеспечены достаточными финансовыми ресурсами для развития бизнеса в новом деловом цикле на быстрорастущем российском рынке мониторинга и контроля транспорта».
Источник: Пресс-служба компании «Русские Навигационные Технологии»