21 июня 2011 г.
Практически каждый менеджер хотя бы раз сталкивался с отказом работодателя после собеседования. Эксперты рекрутинговой компании Antal Russia составили перечень основных причин отказа в работе и дали свои рекомендации относительно того, как избежать подобных ситуаций.- Недостаточная или избыточная квалификация
При оценке вакансии нужно внимательно изучить предполагаемые должностные обязанности и требования к кандидатам. Часто даже стремление менеджера учиться и способность быстро усваивать информацию не могут компенсировать отсутствие принципиально важных для данной позиции навыков. В случае, когда опыт и квалификация кандидата избыточны, высока вероятность того, что работа попросту будет неинтересна. При этом работодатель опасается, что заскучавший сотрудник скоро начнет снова думать о смене работы.
Из практики: Ситуация, которая была весьма распространена во время кризиса, и периодически встречается сейчас: неработающий специалист, длительное время находящийся в поисках работы, соглашается на позицию, которую он уже перерос. В итоге кандидат воспринимает новую работу как временную, продолжает поиски более интересного предложения и, в конце концов, уходит.
- Неадекватные зарплатные ожидания
Работодатели крайне настороженно относятся к кандидатам, которые выдвигают слишком завышенные или, наоборот, заниженные ожидания по уровню компенсации. Компании, пересмотревшие свою кадровую политику после кризиса, не готовы переплачивать, скорее они будут продолжать поиски специалиста с релевантными их предложению ожиданиями. С другой стороны, чересчур низкие требования к зарплате вызывают сомнения в уровне квалификации кандидата. Перед тем, как начинать поиски работы, необходимо примерно сформулировать «стоимость» своего опыта и профессиональных навыков на рынке труда, выяснить, какую вилку зарплат предлагают специалистам аналогичного уровня.
- Слабая подготовка к собеседованию
Часто причиной отказа на интервью становится то, что кандидат недостаточно к нему подготовился. Перед встречей с потенциальным работодателем необходимо изучить информацию о компании (почитать в интернете, пообщаться со своим рекрутером): ее историю, положение в отрасли, последние новости, месторасположение офиса и т.д. Полезно будет продумать маршрут, подготовить список вопросов относительно самой позиции и компании и адресовать их интервьюеру. Соответствующий случаю внешний вид кандидата также является достаточно важным фактором, которому нужно уделить внимание при подготовке к интервью.
Из практики: Кандидат на должность директора по продажам опоздал на интервью с работодателем, поскольку долго не мог найти офис компании. В ходе собеседования он постоянно путал имя менеджера по персоналу, не задавал никаких вопросов о самой позиции. Несмотря на наличие у него значительного опыта и необходимых для позиции профессиональных навыков, ему отказали, мотивировав это тем, что данная позиция предполагает наличие отличных коммуникативных навыков и умения быстро решать проблемы.
- Недостоверность информации в резюме
Стремление приукрасить резюме, чтобы вызвать интерес работодателя на этапе первичного отбора, может вызвать некоторые проблемы на интервью. В ходе разговора правда, скорее всего, вскроется, а приобретенную в глазах компании и рекрутера репутацию исправить будет сложно. Учитывая то, что большинство рынков достаточно узки, и информация о кандидатах на них распространяется достаточно быстро, подобные факты могут привести к проблемам при дальнейшем трудоустройстве. Желательно адекватно оценивать и правдиво указывать список бывших работодателей, должностных обязанностей, уровень владения языками, компьютерными программами.
Из практики: Международная производственная компания достаточно долго искала сотрудника на позицию менеджера проекта. Одним из критичных требований являлось знание английского языка на высоком уровне, достаточном для ведения деловых переговоров, переписки. Многие кандидаты, указывающие в резюме уровень английского «fluent», на собеседовании демонстрировали намного более слабые познания. Как итог: эти интервью тратили попусту время кандидатов и HR-менеджеров компании.
- Личностные факторы
В ситуациях, когда кандидат не сходится с потенциальным работодателем на уровне личного восприятия, вряд ли можно что-то изменить. Стоит понимать, что работа даже в известной и привлекательной компании вряд ли будет в радость, если уже на этапе интервью обнаружились трудности в общении и понимании с будущим руководителем или коллективом.
- Особенности поведения кандидата
Резкие высказывания в адрес бывшего работодателя, конкурентов, нежелание выслушать интервьюера, пренебрежительный тон – всё это приводит к тому, что после собеседования соискатель услышит вежливое «мы вам перезвоним». Для компании важно найти не только хорошего профессионала, но и человека, который впишется в коллектив и будет создавать позитивную атмосферу. На интервью стоит придерживаться делового стиля общения, внимательно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Необходимо проявлять тактичность при ответе даже на непростые вопросы, воздерживаться от резких суждений.
Из практики: На интервью с работодателем коммерческий директор в красках рассказал, как вступил с подчиненным в конфликт, переросший в драку. Естественно, его кандидатура была отклонена.
- Недостаток мотивации
Кандидат, не имеющий представления о своих карьерных планах и стремлениях, производит впечатление человека, не нацеленного на развитие, не знающего, куда он движется.
Нелишним будет перед интервью продумать и сформулировать свою мотивацию на работу в целом и в конкретной компании в частности.
Из практики: Некоторые кандидаты на собеседовании затрудняются ответить на вопрос «Почему Вы выбрали именно нашу компанию?». Ответ «Просто наткнулся на вакансию/отправило к вам агентство/интересно посмотреть, что происходит на рынке» существенно снижает шансы кандидата на получение данной позиции.
- Негативные рекомендации
Повысившаяся в послекризисные годы требовательность и разборчивость работодателей является причиной того, что компании достаточно внимательно относятся к отзывам бывших работодателей, коллег, знакомых о потенциальном сотруднике. Негативные рекомендации могут испортить даже самое положительное впечатление о кандидате. Решить эту проблему быстро нельзя: репутация формируется длительное время. Добросовестное исполнение своих обязанностей, инициативность, корректность и дальновидность станут основой создания репутации надежного и ценного сотрудника.
Источник: Пресс-служба компании Antal Russia