8 июля 2011 г.
В ноябре 2010 года компания PMR в кратком отчете по российскому рынку телекома дала «скромные прогнозы на 2011 год». Аналитик PMR Павел Ольжинска обозначил четыре тенденции текущего года: стагнацию сегмента фиксированной голосовой связи, привлечение абонентов мобильной связи за счет дополнительных сервисов, зримую отдачу от возведения сетей 3G и быстрый рост сегмента ISP. Середина 2011 года – самое время сверять показатели.От перемены драйверов роста динамика уменьшается
Снижение динамики роста рынка телекома России, прогнозируемое на 2011 год, подтверждается. И связано это не столько с «посткризисной анемией», сколько со сменой телеком-парадигм (а заодно и собственников некоторых крупных и средних компаний).
По мнению Анны Айбашевой, пресс-секретаря ОАО «Вымпелком», этап активного роста абонентской базы операторов «большой тройки» закончился: «Меняется сама бизнес-модель телеком-рынка: если ранее ключевым для бизнеса операторов были голосовые услуги, то сейчас на смену голосу, как драйверу роста, все больше приходят услуги передачи данных как в мобильном, так и в фиксированном сегменте».
Идею смены парадигм поддерживает и Роман Давыдов, директор R&D Telecom (разработчик программ для IP-телефонии и видеоконференцсвязи на базе СПО).
По его словам, некоторое оживление рынка в первом полугодии 2011 года произошло в основном за счет увеличения числа направлений новых сервисов и IP-телефонии: «Большая часть российского рынка телекома приходится на выручку сотовых операторов и операторов фиксированной связи, но в последние годы наметилось замедление роста данного сегмента. В 2010 году прибыль операторов увеличилась чуть более, чем на 10%, и ожидается дальнейшее снижение темпов ее увеличения. На фоне этого в 2011 году продолжила развиваться IP-телефония, кроме того крупнейшие операторы связи сейчас активно внедряют новые сервисы для малого бизнеса (офисная АТС, IP-телефония, видеоконференцсвязь) и для розницы (цифровое телевидение, видеозвонки, приложения для мобильных). В этом сегменте рост рынка ожидается примерно в 40%».
Но все-таки эти направления пока не дают большого прироста на фоне общих показателей всего рынка телекома, сетует Роман Давыдов. Тем не менее, Анна Айбашева оптимистично утверждает, что голосовой трафик в сети «Вымпелкома» не превышает 25% от общего объема трафика. Видимо, новый конвергентный оператор лучше старых двух, учитывая недавнее приобретение «Вымпелкомом» петербургского универсального оператора связи «Элтел».
Безусловные лидеры телекома намерены и далее наращивать активы рынка широкополосного доступа (ШПД), несмотря на высокий уровень проникновения услуг проводного ШПД в больших городах. Каждый из крупных конкурентов возлагает надежду на регионы с низким проникновением интернета, но и там число абонентов не бесконечно.
Подтверждают намерение операторов данные кадрового центра ЮНИТИ о том, что идет активное развертывание сетей 3G в регионах. «Сейчас появился новый виток, новый уровень финансирования – проекты стали расширяться, их стало больше, что повлекло за собой спрос на людей», – говорит Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ». Приводя пример, она рассказывает об одном из заказов. Клиент - компания, осуществлявшая проект по монтажу оборудования для одного из операторов сотовой связи на территории всех регионов Российской федерации за исключением Дальневосточного. В связи с реализацией этого крупного договора у нее в начале 2011 года возникла срочная потребность в наборе высококлассных специалистов инженерных специальностей.
Интересно, что малых и средних операторов такие изменения на рынке телекоммуникаций только радуют. «Прогноз роста выручки нашей компании на 2011-й и последующие годы очень оптимистичный: 2010 год прошел под знаком слияний и поглощений, и представители «большой тройки» скупили многих альтернативных операторов, а на базе «Ростелекома» формируется «национальный чемпион». Укрупнение рынка дает больше возможностей оставшимся для роста, и именно на реализацию этого потенциала мы рассчитываем», – говорит Дмитрий Петров, генеральный директор оператора Pirix.
Доволен ситуацией и Павел Гореньков, управляющий «Гарс Телекома»: «По итогам прошлого года наш бизнес вырос на треть. В этом году мы прогнозируем менее активный рост, но по динамике не уступающий показателям 2007 года».
Ложка кризиса в бочке роста
Павел Гореньков считает, что темпы роста в сегменте фиксированной связи в целом будут не выше прошлогодних – в 2010 году произошло явное разделение операторов «на тех, кто продолжал отчаянно бороться со схлопыванием выручки, и тех, кто, скорректировав стратегию в разгар кризиса, пожинал плоды и рос быстрее рынка».
Тенденцию «кризисного» разделения компаний на основании динамики численности персонала отмечает и Вера Анисцына: «Действия компаний до начала нынешнего года были сосредоточены в двух направлениях. Одни – заняли выжидательно-оборонительную позицию, вторые – пытались захватить освободившиеся доли рынка».
Еще один фактор, замедляющий рост рынка телекома – «синдром бережливости», влияющий на деятельность компании и принятие решений ее руководством. По мнению Дмитрия Петрова, кризис отрезвил управленцев, научил их мыслить рациональнее и продумывать развитие организации с оглядкой на различные критические ситуации.
Но излишек «житейской мудрости» вполне способен остановить прогресс, считает Павел Паплински, директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ: «Влияние кризиса на телекоммуникационном рынке заметно не в части, например, сокращения ИКТ-бюджетов компаний, как это было непосредственно во время кризиса, а в более осторожном подходе компаний к выбору новых ИКТ-проектов для реализации. Подобное изменение поведения рынка сказывается на его росте, сдерживая инвестиции телекоммуникационных компаний в инновационные продукты. Ожидается, что этот эффект сохранится достаточно длительное время».
С тем, что влияние кризиса остается, согласен и Роман Давыдов из R&D Telecom. Он усматривает «кризисные веяния» в желании бизнеса сэкономить на дорогом телеком-оборудовании, подключать облачные сервисы телефонии. «Однако рыночные условия подталкивают компании осваивать новые технологии (колл-центры, видеоконференции), а для этого нужна модернизация телеком-инфраструктуры предприятия, – резюмирует эксперт и возлагает новые надежды на 2012 год. – Думаю, к следующему году рынок потребителей окончательно придет в себя после кризиса и начнется новая волна роста рынка телеком-оборудования и программных продуктов (именно за счет роста интереса пользователя к новым технологиям IP-телефонии). В свою очередь сильно сократится рост рынка операторов сотовой и фиксированной связи».
О трендах в лицах
Если говорить о негативных тенденциях, эксперты отмечают прежде всего падение в сегменте услуг фиксированной передачи голоса и данных, в то время как сегмент мобильного голоса останется на прежнем уровне. «Наибольшее падение ожидается в сегменте услуг фиксированной передачи голоса (примерно на 3% в год) за счет услуг международной, междугородной и зоновой связи. В то же время внутри этого сегмента есть зоны роста – это услуги местной телефонной связи и VoIP, они незначительно вырастут», – комментирует Павел Паплински.
Его коллега, Павел Гореньков, также указывает на продолжение падения тарифов и смывание разницы между ценами в столице и регионах. Прогнозируемого из года в год замещения фиксированных сетей мобильными пока не происходит, сообщает он. По словам эксперта, нишевые проекты – например, MVNO (виртуальные сотовые операторы) – пока еще находят свою аудиторию, а какие-то – например, конвергентные сети – даже начинают расти.
В R&D Telecom отмечают рост участия госсектора в рынке новых технологий в телекоме – для построения системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и «Ростелекома» в частности (последний является единым оператором СМЭВ). Компании-разработчики софта для телефонии обратят свое пристальное внимание на СПО в связи с переходом на него госорганов.
В ОАО «Вымпелком» указывают на появление инфраструктурных партнерств, позволяющих оптимизировать издержки и повысить эффективность инвестиций. К примеру, в этом году операторы «большой тройки» анонсировали совместный проект по оснащению сотовой связью трассы «Амур», подразумевающий размещение своего оборудования на башнях конкурентов. В этом же году, по словам Анны Айбашевой, операторы объявили о своей готовности совместно работать над форматом перехода к LTE в России – как в рамках консорциума, так и в рамках соглашения по «Скартелу».
По мнению эксперта кадрового центра «ЮНИТИ», одна из общих тенденций – восстановление рынка специалистов. «Если оценивать заработные платы, можно сказать, что по большинству позиций восстановился их докризисный уровень, – рассуждает Вера Анисцына. – В кризис, например, нередко попадались вакансии инженера на 20 тысяч рублей – то есть предложение, на которое ни один здравомыслящий человек с опытом не согласится. Сейчас ситуация изменилась – работодатели поняли, что сэкономить уже не получится».
Бережливость не в моде
С представителем кадрового центра «ЮНИТИ» соглашается и Дмитрий Петров из Pirix: «Снижение зарплат, которое произошло во время кризиса, давно позади – сокращения телеком практически не затронули. Сейчас можно сказать, что ситуация с оплатой труда на рынке связи выровнялась и вернулась к докризисному состоянию. Если же говорить о ключевых специалистах, то их уровень доходов от кризиса не снижался, а скорее переставал расти».
При этом эксперт сетует на недостаток квалифицированных кадров – до сих пор очевидна нехватка опытных инженеров и «коммерсантов». А Роман Давыдов вдобавок прогнозирует возникновение интереса компаний-разработчиков к инженерам по тестированию. По его словам, в условиях роста конкуренции на рынке сервисов телефонии компании будут вынуждены более пристально обращать внимание на качество своих продуктов.
Вера Анисцына же в ответ сообщает, что, при всем изобилии резюме, профессионалов для телекоммуникационных компаний приходится искать долго и тщательно – тем более что большинство из них «мигрирует» в пределах «большой тройки»: «Несмотря на то, что специалистов немного, мест, где они могут применить накопленный опыт, еще меньше. По сути, 90% инженеров сотовой связи работают в «большой тройке». Рынок ограничен. Люди переходят из МТС в «Мегафон», из «Мегафона» – в «Билайн»...»
Павел Гореньков, хоть и благодарит «больших братьев» за выращенных профессионалов, но также отмечает нехватку персонала и маленький прирост кадров: «Наша команда получила серьезную поддержку в лице выходцев из других операторов. Однако по итогам прошлого года абсолютный прирост в компании составил всего 1%».
Текучку кадров управляющий «Гарс Телекома» объясняет разными причинами, при этом подчеркивая, что его компания никогда не вела политику массовых сокращений и урезания зарплат: «Естественно, я могу говорить только за свою компанию, потому что мы не играем в большую политику. Что касается других игроков рынка – не хочется оперировать сплетнями. Последнее исследование, которое мы проводили, датируется декабрем 2010 года. Наша HR-менеджер проанализировала активные резюме коллег на HeadHunter и обнаружила, что за последний квартал 2010 года в поиске нового места работы находилось от 50 до 200 человек в московском и питерском офисах таких компаний, как «Комстар», «Ростелеком», «Петерстар», МТТ, ТТК (за исключением административно-хозяйственного персонала). Дальнейшие сообщения в СМИ о рокировках и пертурбациях в рядах этих компаний полностью оправдали эти панические настроения».
Примечательно, но прочие игроки рынка в данном вопросе оказались единодушны: они не трогают зарплатный бюджет и драгоценный персонал никогда и ни при каких обстоятельствах. «Политику экономии мы никогда не проводили в жизнь, у нас никогда не было урезания зарплат, а на сегодня запущен проект по повышению зарплат в соответствии с рыночной проплаченностью специалистов», – комментирует «Вымпелком». На чем же тогда экономят? Среди популярных вариантов звучали: оптимизация внутренних процессов и принципов принятия финансовых решений (Orange и Pirix), отсутствие медицинского страхования – все, кому нужна страховка, могут купить ее сами на высокую зарплату («Гарс»), подключение сервисов SaaS (для малых компаний) и так далее.
Источник: Пресс-служба «ЮНИТИ»