9 августа 2011 г.
Появившись в России около 20 лет назад, сегодня PR является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка услуг. Российские специалисты в своей работе многое пытаются заимствовать у западных коллег. Правда, не все зарубежные технологии работают в нашей стране должным образом и приносят желаемый результат.По оценке экспертов кадрового центра «ЮНИТИ», проблема в различии методов работы и компетенциях специалистов.
«Средний возраст западного PR-менеджера – около 40 лет, в России – менее 30. У нас эта профессия все еще очень молода и, несмотря на быстрое развитие, кадровый рынок испытывает дефицит высококвалифицированных профессионалов. Многие вынуждены брать в штат выпускников вузов. Этим объясняется невысокий уровень зарплат. У многочисленной молодежи на старте – 20 000 – 25 000 руб., а у топовых специалистов – 70000 – 100000 руб., что не дотягивает даже до уровня дохода среднего PR-менеджера в США», – рассказывает Юлия Прохорова, руководитель отдела подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ».
Правда, по оценке пиарщиков, дело не только в них самих. «Западные СМИ более привычны и адаптированы к PR-технологиям и лояльно воспринимают корпоративную информацию, которую большинство российских журналистов презрительно величают “рекламщиной”. Американские репортеры и редакторы активно пользуются международными сетями распространения информации, подобными News Wire или Business Wire, работающими прежде всего с пресс-релизами. У нас же необходимо пройти с журналистом путь от разговора о рекламе до разговора об информации. Это трудно, поэтому в России распространена практика «адвертолоджи», или так называемого «оплаченного PR», что подчеркивает незрелость и СМИ, и PR-отрасли», – отмечает Сергей Пархоменко, генеральный директор PR-агентства «Идеи&Решения».
По утверждению Ольги Андрюхиной, руководителя отдела ЦКТ ПРОПАГАНДА, при первом столкновении российского PR-специалиста с западными коллегами, как правило, возникает ощущение гигантской пропасти: культурной и профессиональной. Однако при более тесном знакомстве и совместной работе оказывается, что различий куда меньше. В основном они касаются именно разницы менталитетов; профессиональные подходы, технологии и проблемы и «здесь», и «там», в принципе, похожи. Сходны и обязанности, хотя для России часто характерна чрезмерная многофункциональность персонала.
По-мнению экспертов кадрового центра «ЮНИТИ», еще одно важное различие – в менталитете населения. В России до сих пор многие до конца не понимают, что такое PR, путая его с рекламой и «джинсой», и что работа PR-менеджера – это тяжелый труд, а не тусовки со звездами в ночных клубах. Хочется верить, что хотя бы лет через 20 россияне осознают, что эффективное развитие бизнеса невозможно без этих заряженных на результат, креативных и энергичных специалистов.
Источник: Пресс-служба кадрового центра «ЮНИТИ»