16 сентября 2011 г.
Лидерами по проникновению Интернета в стране остаются Москва и Санкт-Петербург, а самые перспективные в этом отношении регионы – это Тюменская, Иркутская и Нижегородская области.Именно там стоит ожидать максимального прироста численности интернет-аудитории (в среднем на 130 тыс. человек в каждой из трех областей). Такой результат был получен в ходе исследования ФОМа «Интернет в регионах».
Проникновение Интернета в стране до сих пор крайне неравномерно. Между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами сохраняется более чем двукратная разница по показателю доли месячной интернет-аудитории (67–68% в двух столицах против 29% в Тыве или 34% в Мордовии). Среднероссийский показатель составляет 48%.По объему более активной, суточной интернет-аудитории разница между регионами – еще более существенная.
Тем не менее тренд позитивного роста интернет-аудитории продолжается . По данным на второй квартал 2011 года общая численность интернет-аудитории среди населения старше 18 лет составляет около 55 млн человек, рост за квартал составил около 7%.Тем интереснее для анализа конкретные точки роста.
Потенциал развития Интернета: количественные показатели
Для понимания перспектив развития интернета была сделана оценка регионального потенциала роста интернет-аудитории. Оценка проводилась с учетом следующих значимых для развития интернета параметров.
- Состояние экономики и инфраструктуры региона:
o доля городского населения
o проникновение домашних телефонных линий
o количество мобильных телефонов на человека
o отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму
o объем расходов на платные услуги на человека.
- Показатели человеческого капитала:
o доля населения старше трудоспособного возраста
o доля людей, имеющих высшее образование.
В соответствии с этой оценкой российские регионы образуют три группы.
В первой группе – в нее вошли 38 из 79 субъектов РФ – текущие показатели проникновения интернета соответствуют рассчитанной для регионов оценке.В этих субъектах РФ (сюда входит и Москва) проживает около 45% взрослого населения страны и такая же доля всех интернет-пользователей.
Во второй группе – это примерно четверть российских регионов – доля месячной интернет-аудитории превысила рассчитанную для этих регионов оценку.Самые показательные в этом отношении – Псковская и Ленинградская области, а также Северная Осетия: месячная интернет-аудитория в этих субъектах РФ составляет порядка 50% жителей, тогда как в соответствии с расчетами значимые для развития интернета параметры обеспечивают проникновение лишь на уровне около 43%.
В общей сложности на такие «перенасыщенные» регионы приходится порядка 30% населения РФ и около трети (33%) всех интернет-пользователей.
В третью группу входит 21 регион, где потенциал развития Интернета далеко не исчерпан. Но инфраструктура этих краев и областей, человеческий капитал позволяют обеспечить проникновение Интернета в соответствии с рассчитанными для регионов оценками. Самый высокий потенциал развития – у республик Тыва и Мордовия, Тюменской и Иркутской областей: здесь доли месячной аудитории на 15% ниже нормативного уровня.
Общая численность взрослых россиян, которые в соответствии с общероссийскими тенденциями развития интернета должны на данный момент войти в месячную аудиторию, но ещё не относятся к ней, составляет около полутора миллионов человек. Это примерно 2,5% текущей месячной аудитории среди взрослого населения России.
Источник: ФОМ