6 октября 2011 г.
Увольнение сложно отнести к приятным моментам жизни – как правило, эта процедура достаточно болезненна и для работника, и для работодателя.Расстаться по-хорошему помогает так называемое выходное интервью, или собеседование, проводимое при увольнении. Пользуются ли этим инструментом российские работодатели? Чтобы выяснить это, Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провёл опрос среди 1000 представителей российских предприятий и организаций.
Какие же цели преследует выходное интервью? Во-первых, оно призвано сгладить возможные конфликты, во-вторых, во время такой беседы эйчар получает весьма ценную для компании информацию: увольняющийся работник может откровенно рассказать о причинах этого решения, а также своём взгляде на проблемы компании.
Судя по результатам опроса, около половины отечественных компаний (45%) проводят выходные собеседования лишь с некоторыми сотрудниками. По мнению представителей этих организаций, во многих случаях такая практика позволяет определить болевые точки компании, такие как, например, непростая обстановка в коллективе, слишком узкие полномочия отдельных сотрудников и т. д. «Анкета увольняющегося предусматривает опрос всех категорий работников, а интервью мы проводим только с сотрудниками, занимающими должности определённого уровня»; «Если есть подозрения на неблагоприятную обстановку в отделе или сотрудник увольняется неожиданно», - комментируют респонденты.
Со всеми покидающими организацию сотрудниками выходные интервью проводит четверть российских работодателей (25%). Представители компаний подчёркивают, что это позволяет разрешить возникающие конфликты, а значит, в конечном итоге работает на хорошую репутацию работодателя на рынке труда: «Я всегда относилась к сотрудникам с уважением, поэтому и при приёме, и при увольнении считаю нужным проводить собеседование. Когда люди уходят с хорошими впечатлениями – это наивысшая оценка совместной работы»; «Безусловно! С сотрудниками всех уровней», - объясняют hr-менеджеры.
Почти столько же работодателей (24%) никогда не проводит собеседований при увольнении. По их мнению, в этом нет необходимости: «До причин увольнения сотрудников работодателям дела нет, да и зачем, когда можно набрать дешёвых мигрантов? И профсоюзов в стране нет. Выходные интервью в такой системе отсутствуют по причине ненадобности». Реже остальных выходными интервью пренебрегают крупные компании с численностью сотрудников свыше 5000 человек: лишь 9% из них не используют этот инструмент в работе с персоналом.
Затруднились ответить на поставленный вопрос 6% участников исследования: «Не было такого случая»; «За восемь месяцев никого не уволила, но если бы такое произошло, конечно, была бы беседа».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 23 августа – 5 сентября 2011 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Источник: Superjob.ru