22 декабря 2011 г.
В 2011 году отрасль ПО переходила к модели облачных вычислений. Это, наряду с остроконкурентным характером данного бизнеса, вызвало немало коллизий в борьбе вендоров за свои позиции.Год конкуренции и тотального конфликта
Всякий раз, когда отрасль проходит через смену парадигмы, обязательно появляются победители и проигравшие. В 2011 году переход отрасли ПО к облачным вычислениям ускорился, но никто не хотел быть проигравшим, и этим объясняется остроконкурентный тон, столь заметный в этом году. Будь то соперничество Google-Microsoft за первенство в облаке, правовые споры Hewlett-Packard и Oracle относительно будущего Itanium или волна исков о нарушении патентных прав - в этом году вендоры ПО, казалось, не выходили из состояния конфликта.
SAP и HP совершили покупки (компаний SuccessFactors и Autonomy соответственно). Microsoft рассчитывает, что Windows 8 даст ей желанный старт на рынке планшетов и сохранит, конечно, доминирование в настольных ПК.
Вот 10 наиболее важных, на взгляд CRN, событий в отрасли ПО в 2011 году.
10. SAP покупает SuccessFactors
В начале декабря SAP заключила сделку о покупке фирмы SuccessFactors, разработчика SaaS-приложений управления человеческим капиталом, за 3,4 млрд. долл. Это, безусловно, одна из крупнейших покупок ИТ-бизнеса в 2011 году с точки зрения стоимости, и некоторые задавались вопросом, не переплачивает ли SAP за компанию, учитывая, что за первые девять месяцев 2011 г. та имела убыток 30,7 млн. долл. при объеме продаж 231,7 млн. долл.
SuccessFactors имеет, конечно, потенциал роста, и главный управляющий SAP Билл Макдермотт подчеркнул, что другим, не менее важным мотивом покупки был опыт SuccessFactors в разработке и развертывании облачного ПО - как раз там, где SAP, традиционно продававшая большие приложения большим компаниям, старается набрать силу. Так что SAP покупает агента перемен. «Мы возьмем [облачную] ДНК SuccessFactors и перенесем ее в облако SAP», - сказал Макдермотт.
9. Свободное ПО стало еще более зрелым
В 2011 году Linux отметила 20-ю годовщину. Этот год увидел также волну новаторских open-source технологий, стирающих все сомнения в том, что свободное ПО готово выйти на мэйнстрим.
Этот спектр значительных open-source продуктов, выпущенных за прошедший год, включал пользовательский интерфейс Unity для клиентской версии Ubuntu, пакет приложений LibreOffice, облачную платформу OpenStack (плод партнерства компании Rackspace и NASA), VoIP-платформу Asterisk 10 и новые релизы браузера Firefox и базы данных MySQL.
Ирония в том, что модель свободного ПО набрала силу именно в 2011 году, когда Microsoft, Apple, Google и другие были втянуты в еще более ожесточенные патентные споры и борьбу за покупки, отметил Эд Мольтцен, ведущий редактор Тест-центра CRN.
8. Oracle выходит на рынок облака
Oracle уже была крупным - если не доминирующим - игроком почти в каждом сегменте программного обеспечения, от баз данных до связующего ПО и приложений. Кроме того, покупка Sun Microsystems в 2010 году дала ей позиции на серверном рынке и в СХД. Так что не должно было стать сюрпризом, когда главный управляющий Oracle Ларри Эллисон объявил на OpenWorld в октябре, что компания выходит на рынок общедоступного облака. И всё же, не многие были готовы к тому, когда Эллисон, представив новые облачные приложения Fusion, заявил: «Я думаю, раз у нас есть новые приложения, которые можно запускать в облаке, то, наверно, нам нужно облако».
Oracle Public Cloud, сочетающее в себе функции платформы и ПО-как-услуги, когда оно будет полностью реализовано в 2012 году, будет конкурировать с другими предложениями облачных услуг, такими как Elastic Compute Cloud от Amazon, Cloud Computing Service от Rackspace и Force.com от Salesforce.
7. Hewlett-Packard покупает Autonomy
18 августа HP объявила о намерении купить Autonomy, разработчика ПО управления информацией и инфраструктурного ПО, за колоссальную сумму в 10,3 млрд. долл.
Эта сделка, рассматривавшаяся одними как смелый шаг, а другими как дорогостоящая ошибка, была первым крупным шагом тогдашнего главного управляющего Лео Апотекера к наращиванию продаж ПО, составлявших лишь мизерные 3% в общем доходе компании. Это была самая крупная покупка HP на рынке ПО и одна из самых крупных в ИТ-отрасли в этом году.
Однако Апотекер был уволен спустя лишь месяц после этого, и некоторые предсказывали, что компания откажется от этой сделки. Но HP всё же совершила эту покупку в октябре.
6. Гонка патентных вооружений
Вендоры ПО давно используют патенты как оружие в борьбе за конкурентное преимущество, чтобы увеличить доход от продаж лицензий или осадить соперников исками о нарушении. Но в 2011 году наблюдался заметный пик покупки патентных богатств.
Взять хотя бы покупку Motorola Mobility за 12,5 млрд. долл., совершенную Google. Вендор получает при этом свыше 17 000 уже выданных патентов и 7500 заявок на рассмотрении. Кроме того, Google купила более 2000 патентов у IBM и очевидно намерена использовать все эти патенты как оборонительное оружие в борьбе за свою Android OS. Однако при попытке купить более 6000 патентов при пожарной распродаже Nortel Networks Google была оттеснена консорциумом под эгидой Apple.
Необходимость такой патентной обороны стала очевидной в 2011 году. Google была осаждена неприятным иском Oracle, заявившей, что использование Java в ОС Android нарушает семь ее патентов (доставшихся от Sun). А Microsoft атаковала Samsung и других изготовителей Android-устройств, также обвинив их в патентных нарушениях.
5. Google против Microsoft: кто главный в облаке?
В 2011 году многие вендоры старались обрести позиции в облаке, но именно Google и Microsoft начали генеральное сражение за право объявить себя главным на этом рынке.
Набор сервисов Office 365 стартовал в июне, бросив прямой вызов приложениям Google Apps. Компании не раз столкнулись в борьбе за государственные контракты, и Google даже повздорил с Министерством внутренних дел США. Компании то и дело обменивались маркетинговыми выпадами. Так, во время конференции Atmosphere 2011, проводимой Google, Microsoft в блогах не раз обвинила соперника, что тот больше нацелен на рекламу (прибыль поисковика!), чем на своих заказчиков.
На конец года Google Chrome обошел Firefox, став веб-браузером номер два после Internet Explorer и создав еще одно поле борьбы, где два гиганта будут продолжать сталкиваться лбами в 2012 году.
4. Oracle прекратила разработку ПО для Itanium
В марте Oracle объявила, что прекращает разработку ПО для процессора Intel Itanium. Учитывая, что другие вендоры, включая Red Hat и Microsoft, за последние годы сделали то же самое, этот шаг Oracle кажется логичным деловым решением.
Но беда в том, что единственным вендором оборудования, всё еще выпускающим серверы на платформе Itanium, является HP. А отношения между двумя компаниями развивались по нисходящей спирали. Поэтому заявление Oracle вызвало вопли негодования в верхних эшелонах HP, за которыми последовал иск о нарушении договорных обязательств. В нем утверждалось, что главный управляющий Ларри Эллисон & Co. обязаны по договору обеспечивать поддержку Itanium, однако Oracle отрицала такие свои обязательства. Эти взаимные препирательства тянулись весь год. В ноябре Oracle направила в суд документ, где заявила, что HP «тайно» платит Intel, чтобы та продолжала штамповать свои Itanium, а сама HP «могла делать вид, что мертвый микропроцессор всё еще жив», - писал Эллисон.
3. Взлет и падение webOS
Трудно назвать другой программный продукт, чья счастливая звезда закатилась бы столь быстро и бесповоротно, как это произошло с webOS в руках HP. Когда HP купила Palm в прошлом году за 1,2 млрд. долл., webOS рассматривалась многими как алмаз в короне. В марте HP объявила об амбициозном плане использовать webOS, чтобы связать между собой самые разные устройства - ПК, планшеты, принтеры и смартфоны. Реселлеры и партнеры-ISV [независимые поставщики ПО] усиленно призывались в этот бизнес с webOS. Но меньше шести месяцев спустя HP объявила, что прекращает выпуск своего планшета TouchPad на базе webOS из-за слабых продаж и «изучает варианты» будущей судьбы этой ОС.
Наконец, в начале декабря HP объявила, что продолжит поставлять webOS с лицензией свободного ПО. Но остается совершенно неясным, сможет ли этот проект привлечь достаточное внимание разработчиков, чтобы webOS могла быть жизнеспособным продуктом. Возможно, HP просто решила дать этой ОС постепенно угаснуть, а не принимать трудного решения зарубить всё, что еще осталось от потраченных ею 1,2 млрд. долл.
2. Сколько стоит виртуализация?
Быть может, самая большая суматоха в отрасли ПО в 2011 году началась в июле, когда VMware объявила, что изменяет условия лицензирования для своей новой версии vSphere 5. Новая модель vRAM привязывала стоимость лицензий к объему физической памяти, выделяемой заказчиками для виртуальных машин на хосте, вместо количества процессорных ядер сервера.
Партнеры и заказчики VMware пришли в ярость, подсчитав, что эта перемена будет стоить им немалых денег. После нескольких бурных недель VMware уступила, внеся изменения в модель лицензирования vSphere, которые, успокоила компания, снимут опасения заказчиков относительно переплаты.
Между тем, Microsoft, главный конкурент VMware, использовала любую возможность представить свой гипервизор Hyper-V как более выгодный вариант. На Всемирной конференции партнеров (WPC) руководители компании старались донести мысль, что технология Microsoft обходится в четверть стоимости VMware, давая реселлерам конкурентное преимущество.
1. Репетиция (будущего) дебюта Windows 8
Выступая на Форуме разработчиков Microsoft в Токио, главный управляющий Стив Баллмер впервые обмолвился о Windows 8; до этого никто из официальных лиц компании не упоминал эту новую версию ее флагманского продукта. Так началась серия анонсов, превью и дискуссий, сделавших Windows 8 одним из самых обсуждаемых программных продуктов в 2011 году, хотя сама ОС появится не раньше будущей осени.
Microsoft создала специальный блог «Building Windows 8», чтобы информировать заказчиков, партнеров в канале и разработчиков о продвижении новой ОС. Также, разработчики получили возможность увидеть «очень предварительную» версию ОС на конференции Build в сентябре.
Самое важное то, что Microsoft намерена разрабатывать единую версию Windows 8 и пользовательского интерфейса Metro для настольных ПК и планшетов. Это сделало бы компанию игроком на планшетном рынке, куда она никак не могла попасть. Но некоторые задаются вопросом: не опоздала ли Microsoft - и Windows - с выходом к этому пирогу?
Источник: Рик Уайтинг, CRN/США