27 июня 2012 г.
Почти каждая пятая российская компания оплачивает обеды своим сотрудникам. Таковы данные опроса, проведённого Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru по заказу компании Обед.ру среди менеджеров по персоналу.Война войной, а обед по распорядку, - примерно так рассуждают 19% работодателей, берущих на себя расходы по обеспечению сотрудников питанием. С точки зрения работодателя, бесплатные обеды – это не только дополнительное средство мотивации сотрудников, но и забота об их здоровье. Ведь правильно питаться – значит реже болеть и реже брать больничный.
Какие именно схемы выбирают работодатели для оплаты обедов работникам? Самый распространённый вариант – компенсация части стоимости обеда (29%). В разных компаниях она может составлять от 50% до 80%. «Оплачиваем 70% стоимости обеда»; «50% стоимости комплексного обеда оплачивается компанией, 50% - сотрудником», - сообщают менеджеры по персоналу.
По 22% компаний, оплачивающих обеды, предоставляют работникам безвозмездные дотации на питание или приглашают в собственные бесплатные столовые. «200 рублей в день, работодатель кладёт деньги на карту кафе»; «Ежемесячная дотация на питание – 2000 рублей»; «У нас в офисе есть своя столовая, повар. И обеды для сотрудников бесплатны», - сообщают респонденты.
Каждый десятый работодатель, не экономящий на питании работников (10%), предлагает им обедать в ближайших столовых и кафе за счёт организации: «Платим кафе, они нам дают талоны, которые принимаются к оплате»; «Компания заключает договоры с 1-2 близлежащими столовыми. Каждый работник получает талоны на месяц с фиксированной суммой. Ими он расплачивается в столовых, а в конце месяца бухгалтерия рассчитывается со столовыми».
3% работодателей, заботящихся о питании персонала, заказывают готовые обеды прямо в офис, а 2% предоставляют работникам льготы на питание. Ещё 13% компаний применяют другие схемы оплаты питания, иногда довольно необычные: «Весь год мы устраиваем разнообразные конкурсы. Победители получают сертификаты на бесплатное посещение кафе в течение 1-3 месяцев».
Однако большинству российских работодателей (81%) не близок ни один из приведённых вариантов – они не заботятся о том, где и как обедают их сотрудники. Причины самые разные: некоторым организациям оплачивать питание не позволяет финансовое положение, другие считают это напрасными расходами, третьи убеждены, что, обеспечивая персоналу высокую оплату труда, они вправе рассчитывать на самостоятельное решение сотрудниками проблемы питания на рабочем месте: «Пытались, но люди начинают наглеть. Через какое-то время принимают всё это как должное и проявляют недовольство в отношении меню»; «Раньше оплачивали, но сейчас не можем себе этого позволить»; «Кадровая политика нашей компании предусматривает высокий уровень оплаты труда. Вопросы организации питания – личное дело сотрудников»; «Считаю, что работник должен сам об этом заботиться, ведь вкусы у всех разные. Мы пробовали – не получилось».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 100
Время проведения: 27 апреля – 4 мая 2012 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Источник: Пресс-служба Superjob.ru