7 августа 2012 г.

25 июля в Москве состоялось заседание Комитета АП КИТ по мониторингу развития ИТ индустрии, где было представлено исследование «Планшеты и смартфоны». Это 3-я встреча комитета в этом году. Первая встреча была проведена в феврале по теме «ИТ Бюджеты». Последующие три встречи по решению Комитета и участников его заседаний было решено посвятить российским технологическим трендам, анализу топ 3 трендов. Технологические тренды были представлены на апрельском IT Summit, детали здесь. 25 июля основной темой заседания был тренд No.1 – Планшеты и смартфоны.

Заседание прошло под председательством Кирилла КОРНИЛЬЕВА, Руководителя комитета, Генерального Директора IBM Восточная Европа/Азия и при поддержке Николая КОМЛЕВА, Исполнительного директора АП КИТ.

Тренды использования мобильных устройств в корпоративной среде

Наталья БЕРДЫЕВА, Руководитель направления по исследованию рынков, IBM Восточная Европа/Азия, ссылаясь на различные источники, представила интересные факты, тренды по рынку в мире и в России, среди которых:

- Скорость проникновения новых технологий «вчера» и «сегодня»: на достижение 90% уровня проникновения у электричества ушло ~50 лет, у холодильников ~30 лет, у мобильных телефонов ~20 лет.

- В России смартфоны прибавляют ~10% проникновения в бизнес в течение одного года!

- Доля планшетов на рынке ПК сегодня 15%, в 2015 году ~45%.

- В России рынок планшетов вырастет в 1.5 раза в 2012 году.

- Технологии - главный фактор, который будет оказывать влияние на будущее организаций в ближайшие 3 года.

- Отмечается взлет интереса компаний к мобильным технологиям и технологиям облачных вычислений. Согласно результатам недавнего опроса IBM более 3000 директоров по информационным технологиям (CIO) со всего мира, 75% респондентов назвали мобильные решения в качестве одной из приоритетных статей своих ИТ-расходов.

К концу 2015 г. из 5 создаваемых программных продуктов только один продукт будет разрабатываться для персональных компьютеров как первостепенной рабочей платформы, остальные - в первую очередь для мобильных устройств: смартфонов и планшетов. Для сравнения, в 2011 г. число новых софтверных проектов для ПК и мобильных устройств совпадало.

- В США тема «мобильности» звучит в нескольких государственных стратегиях, Озвучены конкретные KPIs для достижения в 2012-2013 гг.

Григорий БЕЦКИЙ, Аналитик, Marketvisio / Gartner представил исследование по теме «Планшеты и смартфоны». Среди основных тезисов исследования:

- Планшеты и смартфоны уже заняли прочную позицию в качестве корпоративных устройств.

- Основными инициаторами использования мобильных устройств в компаниях являются руководители бизнес-подразделений (в 70,6% всех опрошенных компаний) и ИТ подразделения (в 45,1% компаний).

- Респонденты считают, что через 2 года в среднем 23% сотрудников их компаний будут использовать мобильные устройства для работы с корпоративными приложениями.

- Несмотря на то что 60% респондентов пессимистично относятся к замещению ПК и ноутбуков мобильными устройствами, четверть опрошенных уверены, что через 2 года до 20% сотрудников их компаний будут использовать для работы только смартфоны и/или планшеты.

- В компаниях постепенно происходит изменение точки зрения об использовании личных устройств в корпоративной среде. Более половины сотрудников со смартфонами и планшетами будут использовать свои собственные устройства.

- В около 40% случаях компании не осуществляют поддержку мобильных устройств своих сотрудников, что может негативно сказаться как на безопасности корпоративных данных, так и на качестве обслуживания внутренних клиентов бизнес-приложений.

- В 32% компаний уже существует централизованная стратегия или используется индивидуальный подход (в 79% из этих групп компаний уже также имеются политики безопасности по использованию мобильных устройств).

- Около трети опрошенных компаний уже находится на достаточно высоком уровне ИТ-развития в отношении вопроса использования мобильных устройств и имеют выделенный ИТ бюджет на 2012-2013 гг.

- Наиболее часто планшеты и смартфоны используют для работы с корпоративной почтой, календарем и контактной информацией.

Состоялся активный обмен мнениями по заявленной тематике. Эксперты отмечали, что смартфоны и планшеты уже успешно используются для доступа к корпоративной электронной почте, совместному редактированию документам, оптимизации работы вне офиса. В школах дневники уже ведутся в электронной форме.

Как подтверждение потенциала России на этом рынке, приводили интересные факты, среди которых:

- Россия заняла #2 позицию в рейтинге стран по росту выручки от продаж Apple App для IPhone.

- Развитие мобильного банкинга в России пока находится на достаточно низком уровне согласно исследованию Markswebb Rank & Report.
    
- Среди «точек роста» называли Мобильный Банкинг, Ритейл, Транспорт (навигация, отслеживание грузов), Гостиничный бизнес (*крупные международные игроки будут прежде всего ориетироваться на глобальные корпоративные решения и стандарты), Медицина, Мобильное ТВ, Мобильные решения по аналитике, также услуги B2G и C2G (e-Government to Citizens).

Эксперты отметили динамичность рынка, в т.ч. с точки зрения изменения его игроков. Примеры этого:

- Новые игроки на рыке производства мобильных устройств, в дополнение к таким лидерам как Apple и Samsung.

- Рост рынка мобильных платежей и активизация на нем небанковских организаций.

- Участие телеком компаний на рынке мобильных приложений (например, MegaLabs).

- Влияние мобильных устройств на рынок бытовой электроники, компьютеров, професионнальных устройств.

Среди основных драйверов рынка эксперты отмечали:

- Просто анатомическую потребность человека быть мобильным и иметь доступ к мобильным технологиям.

- Доступность решений (пример – недорогое решение Google), растущую доступность устройств по цене. Как следствие, все более широкое использование мобильных устройств среди населения (для личных целей и впоследствии для рабочих целей), рынок B2C как драйвер рынка B2B.

- Принципиальное изменение графических интерфейсов (жесты, 3D и пр.), совместимых с мобильными устройствами

Среди основных зависимостей для развития рынка эксперты отмечали:

- Необходимость государственной поддержки развития технологий, прежде всего путем подачи личного примера пользования переводыми технологиями в гос. структурах, путем запрета использования бумаги в ряде процессов (например, в процессах документооборота – межведомственного, и между государством и его гражданами).

- «Человеческий фактор» или неготовность людей старшего возраста к восприятию мобильных технологий.

- Для ИТ-директоров основными задачами при работе с мобильными устройствами и решениями будут обеспечение безопасности данных, совместимости и многоплатформенности решений, обеспечение готовности инфраструктуры.

- Российским компаниям разработчикам мобильных приложений придется получить признание своих продуктов в мире с тем, чтобы впоследствии завоевывать российский рынок (т.к. приложения для мобильных устройств – это массовый товар, не требующий значительной локализации, а значит клиенты будут выбирать приложения производителей, зарекомендовавших себя на глобальных рынках)

Планшеты и смартфоны как драйверы соцмедиа. Рынок аналитики соцмедиа и неструктурированной информации

Основными участниками дискуссии были Дмитрий ПОПОЛОВ, IBM – с точкой зрения на развитие рынка решений по анализу неструктурированной информации ( в т.ч. соц. медиа) и Степан ВЯЛЬЦЕВ, Wobot – с точкой зрения на развитие рынка услуг анализа соц. медиа как сервиса ( в том числе в контексте развития рынка планшетов и смартфонов).

Эксперты отметили, что пока рынок анализа неструктурированной информации и соцмедиа скорее только формируется – компании «присматриваются» и в то же время проявляют активный интерес к решениям по анализу неструктурированной информации, только «учатся» использовать базовую услугу - мониторинг социальных медиа.

Дмитрий ПОПОЛОВ рассказал об основных сферах применения решений по анализу неструктурированной информации – Безопасность, Исследование рынка, Связь с клиентом, Управление знаниями здесь .

Дмитрий отметил, что постоянное сокращение цикла «захват инфо – анализ инфо – принятие решения», а также растущие размеры и сложность данных являются драйверами этого рынка.

Также он поделился интересным опытом осознания необходимости в применении таковых решений в нефтяном бизнесе. Так, российская нефтяная компания отметила, что стандартные аналитические решения не способны, в частности, отследить спекулятивные интервенции в сделках с ценой нефти. Поэтому в компании задумываются о применении более сложных аналитических решений.

Степан ВЯЛЬЦЕВ отметил, что сейчас рынок анализа соцмедиа это преимущественно B2C компании (преимущественно FMCG, транснациональные компании). Однако, развитие универсальных соц. сетей нового поколения, изменение модели поведения пользователей (общение с друзьями –> потребление медиаконтента –> генерация контента), рост рекламных бюджетов, направленных в соц. сети приведут в ближайшем будущем к растущему спросу на услуги аналитики соц. сетей со стороны IT-компаний и B2B компаний (профессиональные услуги для бизнеса).

В части распространенности планшетов среди аудитории соц сетей, исследование предоставленное компанией Wobot свидетельствует о том, что пока по всей России, в % отношении, немногие пользователи заходят в соцсети с планшетов. И на это есть причины (мобильный интернет все еще достаточно медленный и дорогой, нет по-настоящему «социальных» приложений, пользователям необходимы планшеты, которые соответствуют современным социальным сетям). Но, отмечены некоторые интересные тренды:

- руководители предпочитают именно планшеты (не смартфоны);

- планшетами пользуются прежде всего для входа в соц. сети (еще недавно соц. сети уступали первое место поисковикам и мгновенным сообщениям);

- средний возраст пользователя соц. сетей увеличивается.

Источник: АП КИТ