11 октября 2012 г.
Блог Билла Герхардта (Bill Gerhardt), директора консалтингового подразделения Cisco IBSGBig Data – новая нефть! Эта технология обработки больших объемов данных способна изменить экономику, сделать бизнес более эффективным и улучшить наши повседневные взаимоотношения в качестве потребителей. Но настоящую ценность, как и в случае с нефтью, данные приобретают лишь после обработки, то есть тогда, когда они проанализированы и из них извлечена та или иная польза. Хотя технология Bid Data стала предметом широких дисакуссий, она, по сути дела, все еще находится в зачаточном состоянии, и поэтому вполне уместно ставить вопросы о том, как Big Data будет развиваться дальше и как поставщики услуг могли бы получать прибыль, используя данную технологию.
Этапы развития технологии Big Data
Термином Big Data обычно обозначают растущий объем анализа данных с точки зрения разнообразия, скорости и размера используемых данных. По мнению консалтингового подразделения Cisco Internet Business Solutions Group (Cisco IBSG), развитие технологии Big Data проходит волнообразно, в три этапа и по трем параметрам: данные, управление, потребители (см. рисунок ниже). В настоящий момент большинство компаний находятся на первой эволюционной волне, когда данные и результаты их анализа хранятся в строгом соответствии с теми или иными бизнес-процессами. При этом анализ данных, как правило, сводится к подготовке отчетов о произошедших фактах.
На втором этапе данные набирают силу: собираются и анализируются бóльшие объемы информации, что обеспечивает более точные решения и действия. Максимальную же ценность данные приобретают на третьем этапе, когда сбор данных, обмен ими и их обработка осуществляются в рамках всей экосистемы. Предприятия могут обогащать собственные данные получаемой в неограниченных объемах информацией третьих лиц (например, метеосводками, экономическими показателями, моделями розничной торговли или трафиком социальных сетей), создавая таким образом новые ценности для себя и своих клиентов.
Рассмотрим в качестве пояснения обычную фармацевтическую цепочку. На первом этапе информация о потребителях может собираться и анализироваться в рамках одной аптеки для создания отчетов, которые руководитель может использовать для планирования инвентарных запасов и последующих мер по увеличению сбыта. На этом этапе потребителям непонятны механизм использования их данных и возможности своего влияния, поэтому обычно они с подозрением относятся к любым попыткам использования их личных данных.
Чтобы действительно изменить ситуацию для бизнеса и потребителей, технология Big Data должна шагнуть намного дальше в создании ценностей. На втором этапе аптека могла бы собирать данные из своих филиалов в общее хранилище информации, чтобы таким образом лучше представлять себе настроения большего круга потребителей. В таком случае автоматизированные процессы могли бы постоянно обновлять данные по всей цепочке поставок, исходя из такого анализа, а потребителям могла бы быть предоставлена возможность участия во внутреннем маркетинге с получением вознаграждений и информации. Это вовлечет их в общий процесс и поможет им лучше ориентироваться при совершении покупок.
А теперь рассмотрим сценарий третьего этапа, когда из данных, полученных от третьих лиц, аптека может узнать, что в ее районе проживают молодые состоятельные семьи с новорожденными. В плоскости данных аптека могла бы объединить свои данные с данными других аптек, розничных магазинов и прочих участников экосистемы.
В плоскости же управления аптека могла бы отслеживать различные бренды пеленок и детских смесей, определять, какие из них станут пользоваться наибольшим спросом у потребителей, и корректировать свои заказы в реальном времени, исходя из прогнозируемого поведения потребителей. И, наконец, самая изменчивая плоскость: когда будет обеспечена полная открытость использования данных и потребители смогут влиять на этот процесс, они, вероятно, станут охотнее делиться информацией с вызывающими у них доверие организациями –такими, как аптека – в обмен на понятные им ценности.
Возможности для поставщиков услуг
Поскольку поставщики услуг играют заметную роль во всей сети, технология Big Data сулит им большие возможности. Сеть отнюдь не представляет собой нечто бесполезное. Напротив, она играет ключевую роль в соединении различных доменов данных, помогая компаниям успешно преодолеть все три этапа. Поставщики услуг с широким кругозором смогут не просто собирать новые и ценные данные, но и наполнять их контекстом и, что особенно важно, обеспечивать возможности для действий.
Словом, перед поставщиками услуг открываются большие возможности в том, что касается их потенциальной роли в крупной экосистеме, объединенной технологией Big Data, а также способов монетизации связанных с Big Data инициатив как внутри экосистемы, так и за ее пределами.
Источник: Пресс-служба компании Cisco