18 октября 2012 г.

Сам бы я эту тему не взял, потому что не понимаю, зачем IT-индустрии нужны профсоюзы. Редакция заказала. Редакции, в свою очередь, придал импульс профильный министр Николай Никифоров (http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43579).

Сразу должен сказать: к Никифорову никаких претензий. Петух, говоря словами классика, был абсолютно трезв (http://lib.ru/BULGAKOW/r_samogon.txt). Вы хотите сказать, что никто не тянул министра за язык, что он сам, без принуждения, призвал IT-индустрию занять «такую же активную позицию в профсоюзном движении, как и связисты»? Не согласен. Запри любого из нас в одном помещении с членами ЦК профсоюза работников связи, еще не то будет сказано.

Профсоюзное движение в России имеет славную историю. Первым отдал ей должное Борис Бажанов, секретарь Сталина (http://lib.ru/MEMUARY/BAZHANOW/stalin.txt): «...И «вдруг» рабочие приисков «взбунтовались». На общем собрании они потребовали, чтобы английские капиталисты им увеличили заработную плату, но не на 10% или на 20%, а в двадцать раз. Что было совершенно невозможно». Речь тут о Ленских приисках, которые англичане опрометчиво взяли у Советской власти в концессию. Советское правительство заявило англичанам, что профсоюзы у нас независимы, и уж если работяги хотят зарплату в 20 раз больше, поделать с этим ничего нельзя. Англичане ушли, а завезенное и налаженное ими оборудование осталось. Профсоюз по ходу дела смягчил позицию, и золото на Ленских приисках стали снова мыть.

Польза от профсоюзов, как видим, велика. Ее пытаются извлечь и в наши дни. Посмотрите на эти лица (http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/02/09/cisco_garipov_habarov_72480.jpg) московских активистов профсоюзного движения Cisco. Странность их затеи создать профсоюз обнаружилась, правда, сразу же – он потребовался ради, ни за что не догадаетесь, защиты работодателя от, это цитата (http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/02/09/426805), «скатывания компании в пропасть должностных злоупотреблений и коммерческой коррупции». Удивительное словосочетание «коммерческая коррупция» выдает активистов с головой.

Слышал и о других попытках создания аналогичных «профсоюзов» в IT-компаниях, но подробностей не знаю.

Нет, серьезно – зачем в IT профсоюзы? Проявим доброжелательность и постараемся придумать им полезную цель. Ею может быть а) борьба с предпринимателями за экономические права пролетариев; б) сохранение цеховых секретов ремесла в тайне от чужаков; в) дать возможность сисадминам самоутвердиться, сделав карьеру по профсоюзной линии. Ничего не упустил?

Пункт А нужно исключить сразу: рынок мало-мальски квалифицированного IT-труда у нас и без того принадлежит пролетариям, а не работодателю. Пункт Б, высоко ценимый средневековыми каменщиками, программистам ни к чему, да и технически нереализуем  – ну какой из Торвальдса великий магистр? Что до пункта В и сисадминов, то это гордое племя сбиваться в организацию со строгой иерархией, а всякий профсоюз таков, не станет даже ради льготных путевок в санаторий.

Чем меньше в профессии творчества, инновационности, если хотите – тем нужнее ей профсоюз. Шахтеры, шоферы, ассенизаторы, связисты, полицейские... Нет никакой романтики, никакого fun в том, чтобы разматывать бухту кабеля над раскрытым посреди тротуара люком, или карабкаться, надев «кошки», на телеграфный столб, или монтировать базовую станцию. Если ты на работу лезешь по столбу, нащупывая  в кармане пассатижи, тебе нужен профсоюз. Есть смысл вместе с товарищами по способу заработка вести холодную войну с работодателями, не оставлять им пространства для конъюнктурного маневра.

А в постиндустриальном обществе профсоюзам делать, похоже, нечего. Отомрут. В IT у них нет уже ни одной причины для существования: профессиональная самоидентификация и профессиональное общение здесь прекрасно обходятся без профсоюзного билета.

Ну как представить себе профсоюзную организацию, скажем, в «Яндексе» или «1С»? А в Microsoft? У меня не получается.

Еще яснее ненужность профсоюзов в IT  будет видна, если поставить мысленный эксперимент над индусами. Попробуйте вообразить забастовку программистов в Бангалоре: с целью выбить из Infosys заработную плату побольше, тупые индийские кодировщики на 24 часа отказались кодировать. Невозможно.

У Борхеса (виноват, не смог быстро найти ссылку, и нет времени продолжать поиски, боюсь опоздать в аэропорт) есть новелла, один из героев которой — варвар, ворвавшийся в штурмуемый римский город. Ворваться-то то ворвался, да что толку: храмы, статуи и фонтаны настолько впечатлили беднягу, что тот, едва оправившись от культурного шока, встал в ряды защитников и принялся лупить топором коллег по варварской банде.

Для Москвы и Ричмонда эта аналогия при обсуждении кадрового вопроса, может, и не вполне уместна, но для Бангалора она совершенно точна. Технопарк Infosys глазами индуса равен римскому городу глазами варвара. За забором технопарка ветер гонит по немощеной улице обрывки газет, и тощие коровы роются в мусорных контейнерах, а ты – в другом мире. Глупо бросить это увлекательное занятие – «тупое» кодирование – ради профсоюза. Это все равно как если бы борхесовский варвар сказал: хорошо, граждане, буду сражаться в ваших рядах, но вы уж будьте добры выдать по окончании процедуры денежное довольствие с положенной мне как германцу северной надбавкой.

Компания не имеет права уподобляться плохому государству и действовать по принципу «врачам, учителям и инженерам платить не надо, им и без того работать нравится». А IT-профи, в свою очередь, не должен участвовать в забастовках. По крайней мере пока работа программиста по тяжести и однообразию не сравняется с работой шахтера.
А до тех пор, которые, хочется верить, едва ли настанут – ну их куда подальше, профсоюзы в IT.

Источник: Андрей Анненков, независимый журналист, для CRN/RE