15 ноября 2012 г.
Компания J’son & Partners Consulting провела исследование российского рынка мобильных игр.Классификация мобильных игр
В исследовании J’son & Partners Consulting рассмотрены мобильные игры для любых платформ, присутствующих на рынке, всех возможных жанров и игровых механик.
При рассмотрении рынка мобильных игр были исключены следующие сегменты:
- игры для планшетов,
- игры для социальных сетей,
- игры для нетбуков,
- дополнительные мобильные сервисы для ПК-игр,
- игры для портативных игровых консолей.
Причина исключения игр на планшетных ПК из рассматриваемого рынка следующая. Игры на планшетных ПК – это сформированный отдельный рынок, обладающий достаточно большим количеством отличий от игр для мобильных телефонов и требующий отдельного анализа.
Объем мирового рынка мобильных игр
По оценкам J’son & Partners Consulting, объем мирового рынка мобильных игр по итогам 2012 г. составит 9,9 млрд. долл.. Данный рынок считается одним из динамично развивающихся: за последние два года среднегодовой прирост составил более 50%.
В исследовании рынка мобильных игр J’son & Partners Consulting приведено сравнение мирового рынка мобильных игр и рынка онлайн-игр – крупнейшего рынка в развлекательном сегменте. Из данного сравнения следует, что доля доходов мобильных игр в сравнении с доходами от онлайн-игр увеличивается. Так, в 2010 г. она составляла 25%, в 2012 г. достигнет, по прогнозам, 40%. Рынок мобильных игр продолжит интенсивно развиваться, занимая доминирующие позиции среди других направлений онлайн-игр.
2012-2013 гг. – станет периодом завершения этапа интенсивного роста рынка, когда позиции основных участников среди разработчиков, издателей, магазинов приложений уже определены, и каждый ориентирован на определенную рыночную нишу. Уже сегодня высокий уровень конкуренции практически лишает малых компаний-разработчиков прибыли при отказе от поддержки издателей.
В 2012, по оценкам J’son & Partners Consulting, мировая аудитория мобильных игр составила 1,02 млрд. человек, а к 2016 г. количество игроков достигнет 1,53 млрд. человек.
Среди основных трендов мирового рынка мобильных игр эксперты J’son & Partners Consulting выделяют следующие:
- новые форматы игр, которые стали возможны благодаря уникальному функционалу, совмещенному в одном девайсе. Наличие GPS-модуля объясняет появление нового типа игр – геолокационных;
- рост популярности азартных игр на мобильных устройств является следствием популяризации данного направления игр в других сегментах игрового рынка (социальные и онлайн игры);
- доминирование условно-бесплатных игр на рынке за счет удобства данной модели монетизации для новых пользователей смартфонов. Пользователь может пройти всю игру абсолютно бесплатно, при этом функционала будет достаточно для прохождения всех уровней игры. Плата взимается лишь за дополнительные возможности в игре;
- появление нового формата продвижения игр - кросс-рекламы, продвижение новых игр среди пользователей с помощью уже существующих продуктов;
- спрос на автоматизированные системы мобильной метрики и аналитики со стороны разработчиков порождает предложения аналитических продуктов от таких компаний: Flurry Analytics, App Annie и Distimo;
- появление средств разработки, позволяющих создавать мультиплатформенные решения, что позволяет разработчикам создавать продукты сразу для нескольких мобильных платформ.
Объем рынка мобильных игр в России
Мобильные игры – это динамично развивающаяся категория российского игрового рынка. Мобильные игры являются лидером по загрузке из магазинов приложений: на них приходится 60% загрузок. Также растет число игроков: на конец 2012 г. число мобильных геймеров составит 38,6 млн. человек, а к 2016 г., по прогнозам J’son & Partners Consulting, мобильная аудитория вырастет до 65,1 млн. человек.
Особенность российского рынка мобильных игр – высокий уровень предпочтения Java-игр среди геймеров. Java-игры активно используются на стандартных мобильных телефонах. Оценивать игровой рынок в России, исключая Java-игры, некорректно, поскольку их доля велика: 64%.
Для российского рынка мобильных игр характерны количественные изменения его структурных сегментов: значительное уменьшение доли Java-игр и увеличение доли игровых мобильных приложений.
В целом, объем рынка мобильных игр достигнет 392 млн. долл. к концу 2012 г.
Рынок мобильных игр в России является весьма перспективным, этому способствует ряд драйверов как национального, так и мирового масштабов.
Драйверами российского рынка мобильных игр, по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, являются:
- увеличение географии покрытия 3G-сетей,
- увеличение числа игроков, а также парка смартфонов,
- снижение средней цены устройств,
- большой опыт разработчиков и издателей.
Также на рынок в России в виду его глобальной структуры сильно влияют общемировые драйверы рынка.
На отечественном рынке мобильных игр наблюдается интересная тенденция: большие бюджеты расходуются не только на разработку игр, но и на мобильный маркетинг. В настоящее время недостаточно лишь создать интересное игровое приложение без эффективной маркетинговой стратегии. Продвижение мобильных игр в топ-листы магазинов приложений является залогом успешных продаж в дальнейшем.
Для продвижения приложений многие компании применяют ряд успешных мер, к которым можно отнести: оптимизацию игры для конкретного магазина приложений, поиск альтернативных магазинов приложений, работа с социальными сетями, проведение PR-работ и применение других неформатных способов продвижения.
Опрос пользователей мобильных телефонов
В рамках исследования J’son & Partners Consulting в октябре 2012 г. был проведен опрос активных пользователей мобильного Интернета со смартфонов.
В рамках опроса были получены важные статистические данные по текущей ситуации на российских рынках мобильных игр, мобильного маркетинга, рекламы, технологий и сервисов.
По данным опроса J’son & Partners Consulting, 40% обладателей смартфонов ежедневно играют в мобильные игры, при этом лишь 51% пользователей ежедневно играют в игры с ПК.
Из числа играющих каждый день большая часть пользователей имеет начальное (83%) и среднее образование (44%), доля людей с высшим образованием составляет 38%.
Достаточное большое число игроков сосредоточено в старших возрастных группах: 26% пользователей в возрасте от 55 лет и старше играют в мобильные игры ежедневно, 35% – раз в неделю.
Среди ОС наиболее популярными платформами являются iOS и Android. Тройку лидеров замыкает платформа Windows Mobile.
Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting