23 ноября 2012 г.

Александр Новичихин, Seagate
Совсем недавно я не без любопытства прочел статью*, которая меня слегка удивила. Я категорически не могу согласиться с рядом выводов – и поэтому считаю своим долгом откликнуться.

20 октября 2012 года были озвучены финансовые показатели компании Seagate за 3-й календарный квартал, которые, на мой взгляд, говорят сами за себя: выручка увеличилась почти на треть (с 2,8 до 3,7 млрд. долл.), а чистая прибыль выросла в 4 раза со 140 до 585 млн. долл. год к году. Считать ли это провалом, как заявляет автор статьи? Рассмотрим ситуацию более подробно.

Автор статьи убежден, что данный рост обусловлен «эффектом низкой базы» - то есть, так как поставки жестких дисков по отрасли значительно упали вследствие разрушительного наводнения в Таиланде, рост по сравнению с аномально низкими показателями соответствующего периода прошлого года  выглядит неоправданно высоким. Но вот как выглядят эти сведения на самом деле: 31 октября сего года Seagate отчиталась по третьему календарному кварталу 2012 года (1 квартал фискального 2013 года). Наводнение в Таиланде началось только в 4-м календарном квартале 2011 года, и используемое сравнение показателей год к году еще не включает его последствий. Можно ли рынок 3-го календарного квартала 2011 года охарактеризовать как «рынок с низкой базой»? Абсолютно наоборот - это был лучший квартал за всё время существования индустрии НЖМД – мировые поставки составили 175 миллионов устройств. А низкая база как раз пришлась на 4 квартал 2011 года – из-за наводнения рынок упал до 119 миллионов устройств.

Далее в статье утверждается, что квартальные продажи Seagate снизились квартал к кварталу с 66 миллионов устройств до 58,1 миллиона устройств, или 41% рынка по результатам первого фискального квартала, из-за чего, по словам автора, компания утратила лидерство на рынке – ближайший конкурент продал на 3,5 миллиона жестких дисков больше.

Можно ли считать утверждение справедливым? По моему мнению, только частично. Seagate всего лишь следует общерыночной тенденции: объем рынка сократился со 157 до 140 миллионов устройств квартал к кварталу, так как заказчики щедро забивали продукцией склады после того, как испытали серьезный дефицит в конце 2011 и начале 2012 года. Таким образом, положение сил на рынке устройств хранения сохранилось в такой же пропорции, как в предыдущем квартале, к слову ближайший конкурент точно так же сократил поставки с 71 до 62,5 миллионов штук. Кроме того, не стоит забывать, что ближайший конкурент только во втором календарном квартале начал отчитываться по поставкам «объединенной» компании, т.е. суммарным поставкам WD + Hitachi. Также отмечу, что нашим акционерам не стоит беспокоиться насчет «оправданий», связанных с падением курса акций на фоне снижения прогноза: с начала года курс акций Seagate вырос более чем на 60%, а акционеры в очередной раз получили квартальные дивиденды.

Но все же это мелочи, связанные с трактовкой цифр. В статье был обещан конец эпохи жестких дисков, что не могло меня не насторожить. Я не согласен с автором, что мы становимся свидетелями конца жестких дисков – наоборот, существует ряд факторов, которые доказывают, что у этой технологии многое еще впереди.
  
Мы не можем отрицать, что мир вокруг нас всегда будет развиваться. На смену перфокартам и магнитным лентам пришли НМЖД, появились и канули в лету флоппи-диски, уже давно прошел звездный час оптических компакт-дисков. Жесткие диски эволюционировали из громоздких коробок в компактные миниатюрные устройства. Сравнительно недавно, если сопоставить с десятилетиями истории жестких дисков, появились твердотельные накопители, которые тоже демонстрируют этап эволюции технологий хранения данных: они легче, потребляют меньше энергии, в них нет движущихся частей – логичный выбор для компактных мобильных устройств, получающих все большее распространение. Эта тенденция подтверждается тем, что, в то время как в 2010 году 62% всех устройств хранения поставлялось в традиционные ПК, к 2020 году этот показатель снизится до 31%.

Значит ли это, что, как говорит автор статьи, «время традиционных винчестеров уходит»?

Оказывается, в статью закралось некое противоречие: «нерадостной перспективой производителей винчестеров», помимо появления нового класса устройств, где используются твердотельные диски, является то, что… «все больше данных хранится на корпоративных системах хранения и в «облачных» решениях, и все меньше на локальных устройствах». И здесь я полностью согласен с автором: по сведениям аналитиков, к 2020 году 61% всего объема устройств хранения будет приходиться на «облако». Что это значит для производителя жестких дисков, в том числе Seagate? Что возможности на этом многообещающем рынке растут! Да, в вашем iPad стоит SSD емкостью максимум в 64 Гбайт, но где хранятся ваши фото из Intsagram’а? Ваша почта, данные приложений? Очевидно, что эти максимально мобильные устройства в будущем только сыграют на руку представителям нашей отрасли: с их помощью пользователи генерируют огромное количество контента: фотографии, видеоролики, данные социальных сетей и приложений – и все они хранятся в облаке, а облако работает на… жестких дисках. И ввиду высокой стоимости твердотельных накопителей в среднесрочной перспективе, это останется так еще достаточно продолжительное время.

Судите сами: рост требуемой емкости для хранения данных составляет почти 40% ежегодно, а плотность записи жестких дисков (самой емкой технологии хранения данных!) растет менее чем на 10% в год. Ежегодный прирост объема данных, генерируемых мобильными устройствами, составит, по прогнозам аналитиков, 78% до 2016 года. Хватит ли всех имеющихся на рынке SSD (емкость которых не превышает 1 Тбайт), чтобы насытить такой громадный спрос?

Из этого следует, что громадный сдвиг информационной емкости с клиентских устройств в «облако» не сможет произойти без жестких дисков – и здесь наши позиции традиционно сильны: Seagate является долгосрочным лидером рынка жестких дисков корпоративного класса (48% по итогам первого финансового квартала), обладая технологиями, которые задали тон всей отрасли: это корпоративные диски форм-фактора 2,5 и 3,5 дюйма, оснащенные интерфейсами SAS и предлагающие высочайшие уровни надежности, что критично для владельцев ЦОД. Кроме того, компания уже два года поставляет на рынок SSD корпоративного класса емкостью до 800 Гбайт – и это серьезный старт для рынка «корпоративных» SSD.

Вы все еще уверены, что жестким дискам наступает конец? Согласны ли Вы с выводами, озвученными в статье? Я надеюсь, что вы разделите мое мнение: слухи о смерти жестких дисков сильно преувеличены.

* См. https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=72290

Источник: Александр Новичихин, глава представительства Seagate в России