6 декабря 2012 г.

IBM объявляет о результатах третьего ежегодного исследования, посвященного прогнозу развития технологий Tech Trends Report 2012. Согласно исследованию IBM, четыре сферы ИТ – мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальный бизнес – стремительно меняют то, как  функционируют предприятия.

К концу 2012 года мобильных устройств, как ожидается, будет больше, чем людей [1]. Количество и объемы источников аналитической информации продолжает расти; ежедневно в мире создается 15 петабайт новых данных.

Отчет 2012 Tech Trends Report основан на результатах опроса более 1200 специалистов, которые принимают технологические решения в своих организациях (22% из них являются руководителями ИТ-служб, 53% – специалистами в области ИТ, и 25% – специалистами в области бизнеса). В опросе приняли участие представители более 16 разных отраслей и 13 стран мира, включающих как развитые, так и растущие рынки. Для того чтобы лучше понять, каким образом тенденции развития технологий влияют на будущих ИТ-профессионалов, мы также опросили более 250 преподавателей и 450 студентов из этих же стран.

Почти две трети респондентов подчеркивают стратегическую важность перечисленных технологий для их предприятий, но их внедрению препятствует острая нехватка профессиональных навыков и опасения по поводу защиты информации. Тем не менее, на каждом рынке выделяется несколько лидеров, которые, в том числе с помощью этих четырех технологий, ориентируются на инновации и индивидуальный подход к клиентам, который помогает лучше их понять и повысить качество услуг.

Половина участников опроса уже внедрила бизнес-аналитику и мобильные технологии. В течение следующих двух лет почти 70% опрошенных организаций планируют увеличить инвестиции в мобильные технологии, а более половины респондентов повысят свои расходы на бизнес-аналитику.

Облачные вычисления и социальный бизнес пока используются не так широко. Тем не менее, почти две трети респондентов сообщили, что они постепенно увеличивают инвестиции в облачные решения и запланировали в ближайшее время ускорить их развертывание.  

Препятствия инновациям: нехватка кадров, вопросы безопасности

Лишь одна из десяти опрошенных организаций обладала необходимыми навыками для применения данных четырех технологий. В отношении каждой из них приблизительно одна четверть респондентов заявила о полном отсутствии соответствующей компетенции, а не менее 60% сообщили о разной степени кадрового дефицита. Также в ходе опроса преподаватели и студенты оценивали способность их учебных заведений удовлетворить спрос на квалифицированных ИТ-специалистов. Как выяснилось, около половины ожидает увеличения нехватки кадров почти вдвое. Общая доля представителей академического сообщества, озабоченных этой проблемой, составляет не менее 73% опрошенных. Дефицит квалифицированных ИТ-кадров является более серьезной проблемой для развитых рынков: такие затруднения испытывают около двух третей респондентов из стран с развитой экономикой; на растущих рынках – примерно половина.

Проблемы безопасности традиционно являются самым серьезным препятствием широкому внедрению мобильных, облачных и социальных технологий. Даже в области бизнес-аналитики, где данные обычно остаются внутри корпоративного периметра безопасности, защита информации и контроль доступа к данным по-прежнему остается  второй по распространенности проблемой, препятствующей широкому внедрению аналитических систем, после дефицита квалифицированных ИТ-кадров.

Развитие мобильных сред предполагает необходимость учитывать повышенные риски потери данных и угроз безопасности, проблемы управления мобильными устройствами и сложности, которые возникают из-за растущей популярности концепции BYOD (направленной на поощрение использования личных устройств на работе). Внедрение аналитики требует ужесточения контроля хранения и доступа, а также обеспечения конфиденциальности данных – как исходных, так и результатов анализа.

Для применения облачных технологий необходимы правила использования сотрудниками общедоступных облачных сервисов (в частности, файлообменных сервисов), а также разделение данных в рамках общедоступных или гибридных облачных сред. При реализации концепции социального бизнеса необходимо учитывать требования клиентов по защите их частной информации, соблюдать нормы законодательства, а также должностные инструкции сотрудников по конфиденциальности, использованию и защите корпоративного бренда.

Что отличает лидеров, определяющих тенденции?

Наиболее результативным внедрение мобильных, аналитических, облачных и социальных технологий является для компаний, которые придерживаются стратегического подхода к их использованию. Организации-респонденты можно разделить на следующие три группы в зависимости от того, насколько важными для бизнеса они сочли новые технологии и от темпа их внедрения в сравнении с конкурентами:

- Лидеры (Pacesetters) — это организации, которые считают, что перспективные технологии имеют решающее значение для успеха в бизнесе, и активно используют эти технологии для реализации новых бизнес-моделей. Лидеры внедряют перспективные технологии раньше своих конкурентов.

- Последователи (Followers) —  организации, которые признают, что эти технологии важны для создания новых продуктов и сервисов, но, как правило, не становятся первопроходцами.

- Дилетанты (Dabblers) — организации, которые обычно отстают или, в лучшем случае, находятся на одном уровне с конкурентами с точки зрения применения современных технологий. Они в меньшей степени придерживаются стратегического подхода к использованию передовых технологий.

Как показали результаты 2012 Tech Trends Report, доля лидеров выше на растущих рынках (35%) по сравнению с развитыми (15%). Амбициозные организации, определяющие тенденции развития в этих стремительно растущих экономиках, не только принимают и внедряют передовые технологии быстрее своих конкурентов, они также придают инновациям стратегическое значение.

Восприимчивость к рыночным стимулам

Лидеры и дилетанты очень схоже реагируют на внутренние факторы, такие как внедрение мобильных технологий для повышения продуктивности персонала или развертывание бизнес-аналитики в целях снижения расходов. В то же время, их взгляды на внешние, обусловленные рынком факторы, кардинально различаются: Лидеры стремятся глубже понять своих клиентов с помощью социальных и аналитических инструментов, и более эффективно взаимодействовать с клиентами с помощью мобильных приложений. Лидеры стремятся находить новые рынки с помощью аналитики, дифференцировать свои продукты и услуги с помощью мобильных технологий и быстрее выводить на рынок инновации, используя аналитическую информацию, социальные возможности и облачные вычисления.  

Фокус на аналитике
Лидеры, в отличие от Дилетантов, более активно используют моделирование данных. Более того, они значительно опережают своих конкурентов в оснащенности инструментами для исследования данных. Наиболее значителен отрыв Лидеров (в сравнении с Дилетантами – почти в четыре раза) в области социальной аналитики, что соответствует их ориентации на рынок. Главным препятствием внедрению аналитики является острая нехватка квалифицированных сотрудников. Тем не менее, Лидеры демонстрируют успехи и в этом направлении – лишь 28% респондентов в данной категории рассматривают этот дефицит квалифицированных кадров как значительное препятствие, в сравнении с 41% Дилетантов.

Больше экспериментируют

Лидеры в наибольшей степени задают тон в перспективных областях – так, большинство компаний этой группы в настоящее время используют социальные медиа для привлечения клиентов. Кроме того, Лидеры начали активно использовать технологии социального взаимодействия внутри своих организаций, опережая Дилетантов по применению  корпоративных социальных сетей почти в четыре раза, а по использованию получившего название краудсорсинга – более чем в пять раз. Что качается облачных вычислений, и Лидеры, и Дилетанты достаточно активно внедряют частные облачные среды и модель поставки SaaS. Тем не менее, Лидеры в 6-7 раз опережают Дилетантов по применению новейших облачных концепций, таких как гибридные облачные среды и «облака сообществ» (community cloud).

Кроме того, Лидеры начали готовить квалифицированные кадры заранее, для подстраховки. Они также в девять раз чаще экспериментируют с технологиями, которые еще не нашли конкретного применения в бизнесе, и в два раза активнее развивают навыки персонала для удовлетворения будущих потребностей. Тем не менее, Лидеры не останавливаются на достигнутом – особенно в части информационной безопасности и конфиденциальности. Лидеры в значительно большей степени, чем Дилетанты, придерживаются адекватной политике безопасности на своих предприятиях в отношении каждой из четырех наиболее актуальных технологий. Так, более 40% Лидеров активно работают над улучшением безопасности своих существующих мобильных приложений – в сравнении с 10% Дилетантов.

Особенности внедрения технологий на растущих рынках

В сравнении с организациями в странах с развитой экономикой, организации, действующие на растущих рынках:

- Отстают по внедрению мобильных технологий, однако имеют необходимые для этого кадровые ресурсы. Организации-респонденты на растущих рынках отстают в масштабах внедрения мобильных технологий (35% против 55%), а компании из развитых стран сообщили о более остром дефиците квалифицированных кадров (15% против 29%).

- Лидируют по внедрению бизнес-аналитики и социальных технологий. 30% респонденты из стран с растущей экономикой сообщили о значительной степени внедрения бизнес-аналитики, и лишь 20% респондентов из стран с развитой экономикой смогли похвастаться сопоставимыми успехами на этом направлении. Что касается внедрения решений для социального бизнеса, то здесь процентное соотношение было следующим: 16% респондентов на растущих рынках против 9% респондентов на развитых.  

- Больше инвестируют в бизнес-аналитику и социальный бизнес. В течение следующих двух лет организации-респонденты из стран с растущей экономикой планируют инвестировать в мобильные и облачные технологии в объеме, сопоставимом с компаниями из развитых экономик. В то же время, 34% опрошенных организаций на растущих рынках (в сравнении с 23% респондентов в развитых экономиках) наращивают свои инвестиции (на величину до 10% или выше) в бизнес-аналитику. В области социального бизнеса – схожая картина: почти вдвое больше респондентов из стран с растущей экономикой по сравнению со своими коллегами из стран с развитой экономикой (22% против 13%) планирует увеличение инвестиций в социальные технологии, выраженное двузначным процентным показателем.

Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и СНГ: «Исследование Tech Trends Report показало, что компании по всему миру испытывают недостаток высококвалифицированных сотрудников в ИТ-области. С другой стороны, это значит, что перспективы для отечественных ИТ-специалистов очень хорошие. В ближайшем будущем на быстрорастущих рынках, к которым относится и Россия, особое внимание компании будут уделять таким сферам, как бизнес-аналитика и социальный бизнес. Таким образом, специалисты именно в этих областях станут самыми востребованными».

[1] – Источник: «Cisco Visual Networking Index: Global Mobile Data Traffic Forecast Update, 2011–2016».” Cisco. February 14, 2012. http://www.cisco.com/en/US/solutions/collateral/ns341/ns525/ns537/ns705/ns827/white_paper_c11-520862.html

Источник: Пресс-служба компании IBM