13 декабря 2012 г.

По предварительным данным  IDC, в 2012 г.  будет продано 1,7 млрд. «трубок» – сотовых телефонов и смартфонов.

Этот рынок прибавил, хотя крайне мало: IDC оценивает рост в этом году в 1,4%, что является самым низким показателем за последние четыре года. Однако, согласно прогнозам, это связано с ситуацией в отдельно взятом  году, а не представляет собой индустриальный тренд. IDC считает, что в обозримом будущем рост продаж продолжится с более выразительной динамикой, чем в уходящем году. Согласно прогнозам аналитической компании в 2016 г. будет реализовано порядка 2,2 млрд. «трубок».

Следует отметить, что доля смартфонов увеличивается:  продажи «умных телефонов» в годовом исчислении вырастут  на 45,1%. Но пока «умные трубки» в меньшинстве – по оценкам IDC, в мире их будет продано 717 млн. штук. Российский рынок по темпам роста «смартфонной» составляющей уже несколько лет «впереди планеты всей» – в  этом году доля  этих устройств  превысит 50%, что явно больше среднемирового значения. Но по проценту проникновения «умных телефонов» Россия существенно отстает даже от среднемировых показателей – по данным J’son & Partners Consulting, смартфонами окажутся только 30% трубок,  проданных россиянам в 2012 г.  Если посмотреть на долю страны на  общемировом рынке смартфонов, то этот показатель весьма скромный – в текущем году только 1,6%  таких  телефонов  будет куплено  в России.

Заметим, что количество «трубок» – и даже количество смартфонов – много больше, чем объем рынка ПК, который, по данным iHS iSuppli,  в штучном выражении достигнет 348,7 млн. единиц. Однако  никто не пытается  объяснить проблемы сбыта ПК объемом продаж «трубок», хотя  аналогичные «объяснения», связывающие рост популярности планшетов с проблемами рынка традиционных ПК, встречаются достаточно часто.

Как видно, количество проданных «простых телефонов» в сумме почти равно числу смартфонов, компьютеров и планшетов. Сегодня «трубка»  -  это  не только  аппарат мобильной голосовой связи, который предоставляет владельцу  некоторые дополнительные возможности (от неголосовых коммуникационных сервисов до прослушивания FM и МР3), но и устройство-компаньон. Пользователи ноутбуков и планшетов не могут обойтись без привычной мобильной телефонии.

Кроме того, традиционная «трубка» зачастую служит модемом, а для пользователей  продвинутых смартфонов – запасным каналом связи (при активной работе заряженная утром батарея новомодного гаджета не всегда доживает до вечера). При этом «трубка», разумеется, не может заменить ни смартфон, ни «таблетку», ни тем более компьютер. Хотя косвенная конкуренция между этими устройствами за кошелек пользователя, конечно, существует, а с развитием мирового экономического кризиса еще и обостряется. Впрочем,  острота  этой конкуренции невелика –  сегодня даже продвинутая «трубка» стоит недорого.

Что может послужить катализатором роста рынка телефонов? Принципиально новых технических нововведений ждать не приходится. Качество передачи голоса достигло показателей разумной достаточности много лет назад, время автономной работы от одной зарядки аккумулятора измеряется неделями, встроенными опциями (например, фотокамерами и медиаплеерами) уже никого не удивишь. За последний год поддержка более чем одной SIM-карты стала доступной даже в бюджетных моделях. Как видно, в техническом плане сотовые телефоны достигли пика своего развития. Но это вовсе не означает, что индустрия не может предложить ничего нового.

В качестве одного из возможных трендов будущего года аналитики называют экспериментирование с форм-фактором цифровых устройств. Производители же, видимо, в погоне за снижением себестоимости, отказались  (для массовых моделей) от корпусов в форм-факторе слайдера или «расладушки».

Если прогноз станет реальностью, и эксперименты с форм-факторми превратятся в тренд, то это сможет стимулировать продажи «трубок», так как телефоны-«бруски» всем порядком надоели. При этом дизайнерам даже не придется «изобретать велосипед» -  достаточно вспомнить решения пяти-семилетней давности. Ведь  про то, что некогда на рынке присутствовали телефоны в корпусе, больше похожем на авторучку, карманные часы-«луковицу», или  раскрывающиеся  по типу ножа-«бабочки», аппараты, снабженными поворотными объективами и дисплеями, а также имеющие другие «фишки», сейчас уже мало кто помнит.

Скорее всего, вместо технических нововведений рынок «трубок» встряхнут дизайнерские инновации, возможно, сделанные по принципу «назад в будущее».

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE