9 января 2013 г.
В конце декабря 2012 г. дистрибьюторская компания 3Logic провела традиционную встречу, на которую собрала около 100 представителей партнерских фирм, а также руководителей российских представительств вендоров – ASUS, Intel, nVIDIA, Power Color, Sapphire, Thermaltake, WD и Zotac.3logic известна как дистрибьютор комплектующих для сборки настольных ПК. Однако в последние годы этот рынок существенно изменился, что подтверждает президент 3logic Александр Башлыков: «В 2012 г. произошло самое сильное сжатие рынка комплектующих, которое продолжалось до конца года. Однако бизнес комплектующих остается нашим основным, мы не хотим от него отказываться. В 2012 г. оборот комплектующих в нашей компании вырос примерно на 40% по сравнению с 2011 г. Мы заняли достаточно большую долю на рынке компонентов, потеснив других поставщиков, которым этот сегмент и этот бизнес стали менее интересны».
Александр Башлыков отметил, что рынок стал более стабильным и «плоским» - нет заметного роста продаж в IV квартале, нет сильного падения спроса во II квартале, как это случалось раньше: «По моему мнению, эта ситуация возникла из-за того, что значительно сократился спрос на домашние настольные ПК. Если раньше в сезонные периоды распродаж - перед началом школьного сезона, предновогодний период, партнеры закупали у нас комплектующие в больших объемах, то в 2012 г. роста продаж в такие периоды не наблюдалось. Кроме того, конечные потребители почти перестали покупать компоненты для модернизации ПК, например системные и графические платы, которые остались лежать на складах».
Причем Александр Башлыков подчеркнул, что отсутствие повышенного спроса в сезонные периоды распродаж больнее всего ударило по рынку ноутбуков, что привело к затовариванию складов многих дистрибьюторов. Что касается настольных ПК, то на 2012 г. их продажи в больших объемах не прогнозировались, и остатки комплектующих на складе 3Logic не столь велики, чтобы негативно отразиться на бизнесе компании.
Наряду с массовыми компьютерами на рынке есть так называемые «геймерские» ПК, в которых используются наиболее мощные и дорогостоящие компоненты, позволяющие поддерживать прибыльность бизнеса сборщиков и дистрибьютора. Но, по оценке президента 3Logic, доля продаж таких ПК в общем объеме поставок настольных систем весьма мала: «Рынок “геймерских” компьютеров в России еще не развит, хотя в ближайшие годы он должен прибавить. У нас есть компоненты, которые с успехом можно использоваться в таких ПК, в том числе мощные графические ускорители. Сейчас эти устройства в наибольших объемах покупают сборщики Москвы и Санкт-Петербурга, а в регионах, где покупательная способность населения заметно ниже, предпочитают более дешевую графику».
В то же время он отметил, что рынок ПК для корпоративных клиентов существенно не сократился. Однако, во-первых, они дешевле, поскольку в них обычно используются встроенные в наборы микросхем средства обработки графики, которых вполне достаточно для решения типовых задач. Во-вторых, в этом сегменте рынка усиливается конкуренция с зарубежными вендорами, которые наращивают поставки настольных систем в Россию.
«Мы сталкиваемся с Dell, НР и Lenovo в тендерах на поставки ПК корпоративным заказчикам, которым наши партнеры хотят предложить свои системы. Причем для зарубежных вендоров важнее выполнить объем поставки, а не получить прибыль, и потому они готовы на любую цену, лишь бы выиграть тендер. В таких условиях наши сборщики не имеют возможности бороться с ними “на равных”, а мы не можем предложить своим партнерам необходимые компоненты для сборки ПК по выигрышным ценам», - признал Александр Башлыков.
Наряду с изменением рыночной ситуации в 2012 г. президент 3Logic также обратил внимание на сужение канала: «Из канала уходят средние компании, которые выполняли роли региональных субдистрибьюторов и розничных продавцов – они больше всего потеряли. Кроме того, региональные компании, которые продавали компьютеры и комплектующие через свои магазины, также вынуждены покидать свои “насиженные” места, не выдерживая конкуренции с тремя лидерами розничного рынка, которые продают свои ПК и компоненты – ДНС, “Ситилинк”, “Юлмарт”».
Но 3Logic поставляет комплектующие не только старым региональным партнерам, но и этой тройке лидеров, и потому дистрибьютору удается сохранять и наращивать свой бизнес компонентов.
В то же время компания стремится активно работать и в сегменте сборки серверов. «Этот сегмент был одним из самых устойчивых в 2012 г. и продолжал расти, - заявил Александр Башлыков. - Компоненты для серверов на наших складах не лежат, наоборот, их постоянно не хватает. И, по предварительным оценкам, наш бизнес компонентов для сборки серверов за год вырос почти в два раза».
Он отметил, что развитие облачных технологий заставило заказчиков не только расширять парк серверов, но и внедрять программно-аппаратные комплексы для решения специализированных задач обработки данных и информационной безопасности: «Задача создания таких комплексов ложится на производителей, которые выступают перед заказчиками “первым эшелоном” поставки необходимых клиентам систем. Наиболее заметными на российском рынке производителями таких программно-аппаратных систем стали DEPO Computers и “Крафтвей”, которым мы также поставляем серверные компоненты. При этом 3Logic играет роль “второго эшелона”, предлагая “полуфабрикаты” - компоненты и баребоны, на основе которых партнеры могут разработать, собрать и скомплектовать с использованием необходимого ПО готовые системы».
Кроме того, как сообщил Александр Башлыков, 3Logic в 2012 г. осваивала другие направления бизнеса. В частности, в этом году дистрибьютор стал поставлять ноутбуки компании ASUS, хотя и не занял какого-либо заметного места среди других продавцов мобильных ПК этого вендора. В то же время при поддержке Intel дистрибьютор решил начать сборку и поставку ультрабуков, но этот опыт оказался неудачным. Параллельно в 2012 г. 3Logic вышла на рынок планшетов, поставляя устройства ASUS и no-name.
«Самый большой рост продаж этих мобильных устройств мы отметили перед Новым годом. Но 3Logic - новый игрок на этом рынке, и мы не смогли добиться значительной доли продаж планшетов в своем обороте, так же как и в поставках ноутбуков», - признал он.
Тем не менее, руководство 3Logic намерено продолжить развитие новых направлений бизнеса.
«В 2013 г. рынок ноутбуков будет кардинально меняться – должны появиться доступные по ценам ультрабуки, которые смогут занять большую долю рынка мобильных ПК, и мы вместе с Intel хотим участвовать в трансформации этого сегмента рынка. Мы тесно общаемся с десятком тайваньских и китайских поставщиков баребонов и компонентов для сборки мобильных ПК, среди которых такие известные производители как Compal, Foxconn, Pegatron, Quanta, Shuttle, и 3Logic готова поставлять нашим партнерам основу для сборки новых моделей ультрабуков», - заявил Александр Башлыков.
Он также подчеркнул, что компания будет пытаться продвигать планшетные ПК, прежде всего на базе ОС Windows 8 Pro с использованием различных процессоров Intel, которые будут адресованы корпоративным пользователям, а также планшетов с ОС Windows RT на базе процессоров ARM, которые смогут заинтересовать конечных потребителей: «Мы намерены продвигать в свой канал наряду с планшетами компании ASUS устройства no-name, которые партнеры смогут продавать под собственными марками. Это позволит увеличить долю таких систем в бизнесе 3Logic».
Говоря о планах на 2013 г., Александр Башлыков сообщил, что дистрибьютор продолжит поставки компонентов для ПК и серверов, рассчитывая нарастить бизнес примерно на 20%: «Мы считаем, что в будущем году рынок комплектующих, где мы стараемся удержать достаточно большую долю, сократится еще более заметно. Наш оборот должен вырасти за счет новых направлений бизнеса, но сейчас трудно прогнозировать какую прибавку они принесут. Кроме того, нельзя не учитывать экономическую ситуацию в стране и в мире, ведь как утверждают некоторые финансовые аналитики, в 2013 г. стоит ожидать кризиса, другие, правда, наоборот заверяют, что все будет хорошо. Поэтому делать какие-либо достоверные прогнозы развития бизнеса в наступающем году очень сложно».
Источник: Владимир Смирнов, CRN/RE