24 января 2013 г.
LTE, SDN и консолидация - все эти факторы окажут огромное влияние на сферу телекоммуникаций, операторов связи и поставщиков услуг в 2013 г. Читайте наш годовой прогноз для рынка телекоммуникаций.LTE приносит деньги
Если существует тенденция, которую единодушно отмечают все наблюдатели, то это необходимость вложений в инфраструктуру LTE (long-term evolution) для операторов связи. Специалисты ABI Research предполагают, что к 2017 г. количество подписчиков LTE достигнет 785 млн. по сравнению с 58 млн. в 2012 г. Несколько месяцев назад другая исследовательская компания, IHS iSuppli, прогнозировала, что в 2013 г. затраты на инфраструктуру LTE впервые превзойдут затраты на инфраструктуру 3.5G. Таким образом, это будет основная точка применения капиталов в этой области.
Подобная статистика указывает, что вендоры, занимающиеся LTE - от поставщиков инфраструктуры до оптимизаторов сетей - спешат укрепиться в этом секторе, а опоздавшим и неудачникам придется покинуть бизнес в 2013 г.
SDN для операторов связи
Дискуссия вокруг программно определяемых сетей (SDN), несомненно, становится активнее, но пока обсуждение сосредоточено в основном на решении проблем, возникающих при использовании SDN на предприятии. С другой стороны, к обмену мнениями постепенно присоединяются операторы связи и поставщики услуг; их интересует, как концепции SDN могут быть полезны их сетям. Это совершенно иная парадигма, учитывая, что для операторов связи и поставщиков телекоммуникационных услуг сеть сама по себе «продукт». Несколько начинающих компаний, таких как Cyan, проектируют системы SDN специально для рынка операторов связи.
В декабре Дуг Гурлей, вице-президент по маркетингу, услугам и федеральным продажам компании Arista Networks, сказал, что характеристика программируемости SDN дает особые преимущества на рынке операторов связи. «Если мой поставщик спрашивает о новой функции сети, и мы обеспечиваем ему эту функцию, то появление такой же функции у конкурентов - лишь вопрос времени, - говорит Гурлей. - Но если такой оператор связи, как Verizon, может разработать новую функцию в программируемой сети вместо того, чтобы ее покупать, то конкурентам гораздо труднее это воспроизвести».
Цитадель голосовых услуг/обработки сообщений дает трещину
Поставщики услуг все в большей степени полагаются на мобильные широкополосные каналы связи как ключевой источник заработка, особенно по мере того, как доход от услуг, до сих пор приносивших основную долю доходов, продолжает снижаться.
Исследовательская компания Yankee Group прогнозирует, что операторы на территории США будут терять 1 млрд. долл. доходов от голосовых услуг и обработки сообщений каждый месяц.
Тем временем такие исследователи, как Ovum, рассматривают рост мобильных широкополосных коммуникаций как основной источник доходов операторов связи в течение следующих трех лет. В опубликованном в январе исследовательском отчете Ovum говорится, что «мобильная широкополосная связь - это хорошая возможность для телекоммуникационных компаний вернуть доходы, так как прогнозы указывают, что сектор мобильной широкополосной связи будет расти на 19,2% в год и даст 122,9 млрд. долл. прироста выручки между 2013 и 2016 гг.».
Ovum также рассматривает общедоступное облако, учрежденческий Ethernet, IP-телевидение и управляемые/размещенные голосовые IP-службы как области с двузначными показателями роста в течение того же периода.
Технологии Over the Top (ОТТ) - тревога операторов связи
Операторы мобильной связи испытывают серьезное давление со стороны технологии Over the Top (ОТТ) и бесплатных служб связи, предоставляемых конкурентами, о которых никто даже не слышал всего несколько лет назад. В настоящее время ОТТ получила широкое распространение; например, Netflix - пример поставщика OTT-контента, угрожающего платному телевидению.
«В мобильной отрасли, несомненно, происходит сдвиг от голосовой информации к данным, и голосовые доходы ОТТ уходят от мобильных операторов, - писал в декабре Стивен Тераль, главный аналитик мобильной инфраструктуры и экономики операторов связи в компании Infonetics Research. - Потребители в таких странах, как Япония, США, Голландия и Великобритания все реже используют СМС-сообщения, предпочитая бесплатные приложения в мобильных широкополосных каналах связи, обеспечивающие просмотр Интернета, электронную почту и, главное, видео. Эти службы могут предоставляться подписчикам бесплатно, но передача трафика для сетевых операторов не бесплатна».
Более того, по прогнозу, сделанному компанией Juniper Research в декабре, к 2017 г. мобильными VoIP-услугами через приложения OTT будут пользоваться 1 млрд. потребителей.
Лучшие программы для телекоммуникационного канала
В последние годы акцент в телекоммуникационном канале сместился к конвергенции ИТ-реселлеров и телекоммуникационных агентов и способам, применяемым крупнейшими поставщиками (от кабельных компаний, таких как Comcast, до телекоммуникационных фирм первого уровня и региональных специалистов по услугам связи для бизнеса), чтобы наладить взаимодействие с поставщиками решений, которыми традиционно пренебрегали (и которые отвергали партнерство).
Реселлеры говорят, что одно из крупнейших препятствий для такой конвергенции - отсутствие у операторов связи, поставщиков услуг и кабельной связи программ, учитывающих интересы реселлеров. Но все больше руководителей, ответственных за канал сбыта в ведущих компаниях, наконец-то осознают создавшееся положение (судя по информации, поступающей в CRN, увеличивается и количество обновленных программ).
Размывание границ: мастер-агент, дистрибьютор или CSB?
Как ИТ-дистрибьюторы, так и мастер-агенты стремятся утвердить свою ценность в облачную эпоху, и все они выглядят все более похожими друг на друга: налаживают взаимоотношения между телекоммуникационными компаниями и операторами связи, стремятся повысить эффективности реселлеров и агентов, и выполняют роль всезнающего посредника между партнерами по каналу и поставщиками, с трудом находящими общий язык. Некоторые наблюдатели ожидают, что сферы мастер-агентов и дистрибьюторов сольются. Многие дистрибьюторы стараются наладить тесные партнерские отношения с различными мастер-агентами или даже приобрести их.
Компаниям обоих типов в канале приходится иметь дело с третьей моделью - посредничеством внутри организаций в предоставлении облачных услуг (CSB), которая уже формируется в виде «двухуровневого дистрибьютора» облачных услуг. Похоже, многие дистрибьюторы рассматривают модель CSB как жизнеспособную: такие инициативы, как Cloud Services компании Ingram Micro, охватывают дистрибуцию и одновременно обслуживают других CSB и поставщиков телекоммуникационных услуг (CSP).
Дальнейшая консолидация TEM и MDM
По мере того, как все больше людей приносят на работу собственные мобильные устройства, которыми необходимо управлять (компания Gartner утверждает, что в 2013 г. мобильный телефон станет самым широко распространенным в мире устройством для доступа к Интернету, потеснив ПК), количество поставщиков решений для управления может уменьшиться. В 2012 г. на рынке управления мобильными устройствами (MDM) произошел ряд приобретений (например, покупка Zenprise компанией Citrix) и мало причин сомневаться, что более крупные участники рынка сетевых технологий, телекоммуникаций и инфраструктуры предпочтут консолидированный подход к MDM через слияния и приобретения.
Одновременно идет консолидация поставщиков управления расходами на телекоммуникации (TEM); Tangoe - пример ведущего поставщика, который купил нескольких других поставщиков за последние полтора года.
Больше слияний и приобретений поставщиков услуг
Серьезное сжатие рынка поставщиков услуг (CLEC, поставщиков облака, реселлеров с телекоммуникационными услугами и других) продолжалось в течение 2012 г. В 2013 г. эта тенденция будет еще более ярко выраженной.
Мы ожидаем продолжения: компании, специализирующиеся на размещенном VoIP, поглощаются более крупными фирмами, предлагающими объединенные коммуникации (UC) (главный пример - ShoreTel покупает M5), поставщики услуг и поставщики облачной инфраструктуры обращаются к традиционному каналу ИТ и MSP за опытом и связями с региональными потребителями (главный пример - TDS покупает Vital Support Systems), компании CLEC покупают друг друга (пример - Birch приобретает ресурсы Covista), начинающие игроки уверенно идут по пути слияний и приобретений (главный пример - Zayo Group покупает землю под строительство телекоммуникационных центров), а крупные участники совершают громкие сделки, стремясь удержать свои позиции (главные примеры – предполагаемое слияние T-Mobile с Metro PCS и инвестиции Softbank в Sprint).
M2M на переднем плане
Уже в течение нескольких лет машинное взаимодействие (M2M) было рынком роста, вызывавшим ажиотажный интерес, но в 2013 г. станет ясно, что никто из операторов связи, поставщиков телекоммуникаций и партнеров по каналу не может игнорировать рынок M2M.
По данным компании Machina Research, в 2022 г. число соединений M2M во всем мире достигнет 18 млрд. - астрономический рост по сравнению с 2,4 млрд. в конце 2012 г. Приблизительно 70 процентов соединений придется на потребительскую электронику и «сектора интеллектуальных зданий», а 90 процентов доходного потенциала (около 400 млрд. долл. по оценкам Machina) поступит от сопутствующих услуг (а не предоставления базовой мобильной связи). Хорошие новости для специалистов в таких областях, как SaaS.
Ведущие операторы связи и поставщики услуг также инвестируют в M2M. Например, в июне Verizon купила компанию Hughes Telematics за 612 млн. долл. (выгодная сделка, если сектор будет расти прогнозируемыми темпами).
Растет влияние Google
Уже в течение некоторого времени интерес отрасли к Google Fiber - интернет-службе Google с обещанной скоростью соединения в 100 раз быстрее (около 1000 Мбит/с), чем «большинство американцев имеет сегодня», как любят говорить представители компании - приближался к пику, а в 2013 г. интерес может достигнуть масштабов паранойи.
Экспериментальное развертывание в Канзас-Сити уже показало хорошие результаты; из различных источников известно, что 30 процентов потенциальных подписчиков в Канзас-Сити согласились заплатить 10 долл. за предварительную регистрацию в службе IP-телевидения Google, а еще 30 процентов выразили интерес к использованию интернет- и видеопродуктов Google Fiber. Компания Google начала поиск ключевых сотрудников для этого бизнеса - в различных средствах массовой информации и на профессиональных досках появились объявления о вакансиях менеджеров сетевых операционных центров, специфических для Google Fiber.
Время, когда операторам связи и поставщикам услуг придется столкнуться с Google как с законным конкурентом, быстро приближается.
© 2013. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.
Источник: Чад Берндтсон, CRN/США