29 января 2013 г.

Александр Калинин, НКК
Недавно  появилось сообщение, что НКК продала свой актив интернет-розницы группе компаний ПСК. Редакция CRN/RE попросила президента Национальной компьютерной корпорации Александра Калинина рассказать об этой сделке.

CRN/RE:  Расскажите, как в структуре НКК появился розничный бизнес.

Александр Калинин: Осенью 2011 г. мы объявили о  выходе OCS на рынок бытовой техники. Сделано это  было наиболее быстрым и удобным для нас способом – через покупку соответствующего актива,  компании «МТ-Трейд», специализирующейся на    дистрибуции бытовой техники и электроники (БТиЭ). Владельцы группы компаний МТ продавали дистрибьюторский бизнес по БТиЭ  только «пакетом» - вместе с интернет-розницей «МТ-Онлайн». Поэтому это направление  и вошло в состав НКК.  Что касается «МТ-Трейд», то она была в дальнейшем успешно интегрирована в компанию OCS.

CRN/RE: У OCS большая часть бизнеса нацелена на розничных игроков. Может быть,  лучше было  бы встроить «MT-Онлайн» в  OCS?

А.К.: Все 19 лет своей истории  OCS развивается по модели чистой дистрибуции. Компания работает только с дилерами и реселлерами. Кроме того, дистрибуция и ретейл  -  совсем разные бизнесы, с разными законами, порой противоречащими друг другу. Поэтому  вопрос о встраивании в OCS даже не стоял.

CRN/RE: Таким образом «МТ-Онлайн» осталась за сферой интересов OCS?

А.К.: «МТ-Онлайн» как была партнером OCS до сделки, так и осталась им. OCS – крупнейший дистрибьютор ИТ на российском рынке. У компании  более 9 тыс. партнеров и трудно найти игрока рынка, который бы не сотрудничал с OCS. Надо отметить, что и cyberry.ru (интернет-ретейлер  БТиЭ, принадлежащий ПСК)   был партнером OCS задолго до того, как сделка была задумана. Исходя из того, что ПСК планирует активное  развитие в регионах,  а OCS – наиболее регионально ориентированный дистрибьютор в России, стороны рассчитывают на плодотворное сотрудничество.

CRN/RE: А почему НКК решила продать «МТ-Онлайн»?

А.К.: Это решение также вполне логично для нас, так как розничный сегмент никогда не входил в зону стратегических интересов холдинга. Исторически сложилось так, что НКК, как ИТ-холдинг, оперирует в трех из четырех сегментов ИТ-рынка -  дистрибуции, интеграции и производстве. Мы никогда не занимались ретейлом.

Появление «МТ-Онлайн» в структуре НКК было в некотором смысле побочной покупкой. НКК всегда следовала принципу «фокусируйся и будь лидером». Если бы НКК приняла решение заняться ретейлом, то, безусловно, стала бы развивать и онлайн-продажи, и разные форматы  оффлайна. Но холдинг  принял решение сосредоточить  ресурсы на исторически профильных для нас направлениях.
                  
CRN/RE: Что из себя представляет «МТ-Онлайн» сейчас? Какое место занимает компания на рынке?

А.К.: Компания работает на рынке с 2007 г. В ее ассортименте все ведущие бренды бытовой техники. В топ-10 брендов компании входят Bosch, LG Electronics, Samsung Electronics, Philips, Gorenje, Electrolux, Hotpoint-Ariston, Hansa, Sony, Liebherr. Имеются 28 точек продаж в 25 городах.  По последнему рейтингу  ИД «Коммерсант» (журнал «Секрет Фирмы», http://kommersant.ru/doc/1924502) «МТ-Онлайн»  занимает восьмую  позицию среди всех интернет-магазинов, продающих электронику и бытовую технику, включая федеральные розничные сети, и четвертое  место среди интернет-ретейлеров бытовой техники.

CRN/RE: Что изменилось в бизнесе «МТ-Онлайн» за год, когда компания находилась в структуре НКК?

А.К.: За это  время «МТ-Онлайн» получила позитивный опыт в отлаживании бизнес-процессов, что позволило улучшить, прежде всего, качество предоставляемых услуг. Существенно обогатился  продуктовый портфель за счет ИТ-линеек,  расширилось присутствие компании в регионах России. В 2012 г. оборот «МТ-Онлайн» вырос на 15%.

CRN/RE: Что  будет с «МТ-Онлайн» дальше?

А.К.: Об этом, конечно, лучше спросить покупателя. Насколько нам известно ПСК планирует объединить «МТ-Онлайн» с другой своей розничной структурой – магазином cyberry.ru и бренд МТО прекратит свое существование.

CRN/RE: Кто был инициатором сделки?

А.К.: Инициатором переговоров была группа ПСК: в результате анализа  рынка  она пришла к выводу, что «МТ-Онлайн»  – наиболее интересный объект для покупки. Стороны давно друг друга знали, так как все значимые игроки на рынке так или иначе знают друг друга. А безупречное сотрудничество cyberry.ru и OCS (как дилера и дистрибьютора) облегчило взаимодействие на ниве переговоров о покупке / продаже компании.

CRN/RE: Каким будет процесс слияния cyberry.ru  и МТО?

А.К.: Детали этого как раз сейчас прорабатываются. Прежде всего, необходимо подготовить инфраструктуры к быстрому и безболезненному объединению. В этом мы видим, в том числе и ответственность НКК.

CRN/RE: Как планирует действовать НКК в дальнейшем?

А.К.: Обычно мы сначала реализуем наши стратегические задумки и только потом о них объявляем. Но можно сказать, что в целом деятельность крупной корпорации - это не только операционный бизнес, но и во многом активная работа в области M&A. И зрелость компании проявляется именно в сделках  по слиянию и поглощению. Одновременно происходят продажи отдельных сегментов бизнеса. Сейчас НКК находится именно в такой фазе развития.

Источник: CRN/RE