26 марта 2013 г.
За последние годы узкая ниша систем видеонаблюдения превратилась в один из самых массовых рынков. О том, что происходит в этом сегменте сегодня, и о перспективах его развития рассказал в интервью CRN/RE директор по развитию бизнеса компании InPrice Distribution Ярослав Кузьмицкий.CRN/RE: Какие ниши охватывает рынок видеонаблюдения?
Ярослав Кузьмицкий: Рынок систем видеонаблюдения охватывает много областей как с точки зрения типов техники, так и с точки зрения предоставляемых услуг. Надо сказать, что рассматривать этот рынок обособленно было бы не вполне правильно, так как он является частью масштабного и быстрорастущего рынка систем безопасности. Поэтому правильнее говорить о средствах видеоконтроля в рамках последнего. Безусловно, этот сегмент велик и демонстрирует высокие темпы роста.
Сегодня можно выделить следующие основные сегменты средств охранного телевидения (CCTV):
- Аналоговые и IP-видео-камеры. В стоимости проектов они занимают львиную долю.
- Устройства коммутации.
- Системы хранения данных и устройства видеорегистрации DVR/NVR.
Видеонаблюдение имеет смысл только в том случае, если результаты работы камер можно использовать в качестве доказательной базы событий. Поэтому при реализации проектов системы хранения данных с ростом разрешения камер стремительно увеличивают свою долю в денежном выражении. Если недавно обходились просто ПК с неким ПО, то сегодня, если объект оснащается, например трех- или пятимегапиксельными камерами, требуется строительство своего рода «мини-ЦОДа». В том случае, если возникает задача долгосрочного архивирования, нужен полноценный центр хранения видеоконтента. Именно поэтому производители СХД сегодня рассматривают рынок видеонаблюдения как ключевой в стратегической перспективе.
- Мониторы и пульты управления. Сегодня при слове видеонаблюдение большинство представляют себе комнату с множеством мониторов и пультов. Но фактический объем этого типа оборудования не так велик по сравнению с камерами или СХД. Бесспорно, при реализации масштабных проектов, таких как, например, «Безопасный город», стоимость оснащения центров видеоконтроля мониторами и пультами для работы с поворотными камерами может быть очень высокой, но если речь идет о проектах масштаба бизнес-центра, завода или коттеджного поселка, ограничиваются набором стандартных мониторов, поэтому стоимость этого оборудования в рамках проекта невелика.
Чтобы завершить описание комплекта системы видеонаблюдения надо упомянуть о средствах энергоснабжения, резервирования, кабелях и других аксессуарах.
Особняком стоит сегмент ПО. Российский рынок ПО для видеонаблюдения и систем безопасности характерен тем, что моду на нем диктуют не зарубежные разработчики, а нашb. Именно софтверные компании определяют успех тех или иных брендов на этом рынке. Если видеокамеры поставщика совместимы с российскими программами, то такие камеры будут продаваться в России, если нет, то шансов у них не много.
Добавлю один штрих к портрету российского софта для видеорегистрации: это действительно передовое ПО на уровне, и даже выше некоторых зарубежных аналогов; есть множество самобытных решений. Однако почти все ПО написано для платформы Windows, версий для других почти нет.
CRN/RE: Какие компании доминируют на российском рынке видеонаблюдения?
Я.К.: Среди производителей камер основным игроком является фирма AXIS. Несмотря на высокие цены, доля этого вендора достигает 30-35%, что для такого конкурентного рынка очень много. Panasonic - также известный игрок еще с «аналоговых» времен. По некоторым данным, этого вендора теснят конкуренты, но он по-прежнему силен в крупных корпоративных проектах. Hikvision - один из успешных и агрессивных в плане ценовой политики игроков рынка, занимающий заметное место как на российском, так и на зарубежных рынках по числу поставляемых камер. Hikvision можно охарактеризовать как лидера массового проектного рынка. Mobotix и Pelco - элита камеростроения, передовики технологического развития. Bosch и Samsung - две компании, которые благодаря грамотному и мощному маркетингу быстро выдвигаются на передовые позиции и теснят именитых конкурентов. Например, все новые терминалы аэропорта «Шереметьево» оснащены камерами Bosch.
Sony также работает на рынке видеонаблюдения, но решающей роли не играет. Вездесущая D-Link плотно оккупировал бюджетный сегмент, и ее продукцию можно встретить повсеместно.
Кое-какими успехами могут похвастать и ведущие тайваньские вендоры, такие как Vivotek и ACTi. За последние два года их оборудование все чаще встречается в проектах и прайс-листах игроков рынка систем безопасности. Однако положение этих компаний далеко от позиций, которые они занимают в Восточной Европе и Азии. Компания BrickCom - один из лидеров по объему поставок, весьма уважаемый бренд, выпускающий качественную продукцию. В России он также заметен, но существенной роли на рынке не играет.
Отдельную группу образуют российские OEM-поставщики камер. Среди них наиболее широко представлены на рынке марки RVi, Smartec, Sollo, МВК. Это, как правило, бюджетные продукты, результат ОЕМ-творчества крупных торговых домов рынка систем безопасности. Они отличаются действительно неплохим балансом цены и заявленных свойств. Что касается качества, то тут все зависит от требований ОЕМ-заказчика. Их продукцию мы видим в наших подъездах и многих муниципальных объектах. ОЕМ-поставщики бесспорно занимают заметную долю рынка, и потребитель в поиске бюджетных решений отдает предпочтение именно им. Секрет успеха - интенсивный маркетинг и агрессивные цены.
Интересен опыт выхода на российский рынок компании ZAVIO, производящей камеры среднего ценового диапазона при достаточно высоком качестве. Имея широкую линейку и доступное ценовое предложение, компания сделала ставку на сотрудничество с InPrice Distribution, и менее чем за год смогла войти и на ИТ-рынок (здесь сегмент IP-камер все еще свободен), и активно заявить о себе на рынке систем безопасности.
Напоследок расскажу, как обстоят дела с недорогим предложением китайских компаний. Они наверняка могли бы оккупировать российский рынок и вытеснить ведущие бренды. Количество и разнообразие камер на китайских выставках просто поражает. Более того, тесты многих образцов показывает неплохое качество, однако рынок систем безопасности - это зона картельных сговоров и конгломератов.
Натиск китайских компаний, несмотря на всю их привлекательность, пока сдерживается необходимостью интеграции с российским софтом. Что касается ведущих производителей ПО, то, с одной стороны, они не в состоянии обслужить столько желающих, а с другой не очень то в этом и заинтересованы, так как сотрудничают с грандами типа AXIS, Mobotix, Panasonic, Hikvision, для которых приход китайских компаний нежелателен.
Безусловно, большинство камер поставляются и со своим фирменным (зачастую бесплатным) ПО, но у него никогда не будет шанса стать корпоративным стандартом, если оно поставляется в серьезные проекты. Поэтому удел таких решений - малобюджетные и частные проекты.
В сегменте СХД для видеосистем есть два очевидных лидера - это Synology и QNAP. Кроме того, используются более дорогие решения EMC, NetАpp, HP, IBM в сегменте крупных проектов. Большие надежды на рынок видеонаблюдения возлагает и недавно пришедшая в Россию компания Infortrend.
Из «чистокровных» европейских вендоров, предлагающих свои СХД для систем безопасности, можно выделить Bosch и Geutebruck. Они одновременно производят и камеры и специализированные СХД. Причем Geutebruck имеет кроме IP-продуктов и аналоговые решения, а также гибридные системы видеорегистрации. По понятным причинам продукция этих немецких компаний не дешевая и претендует на применение в проектах самого высокого статуса. В декабре 2012 г. на рынок вышла ASUSTOR (подразделение ASUS по СХД) и также заявила, что будет активно предлагать собственную NVR-систему в рамках своей NAS-линейки.
Набор оборудования для аналоговой и гибридной видеорегистрации представлен такими марками как BEST DVR, Smartec, Everfocus, Infinity, Acumen и рядом других. Эти продукты нельзя назвать СХД в чистом виде, скорее это своего рода специализированные цифровые видеомагнитофоны на HDD. Исключением является, пожалуй, только новый гибридный RAID-NVR/DVR продукт Smarteс.
CRN/RE: Каков объем российского рынка видеонаблюдения?
Я.К.: Точные данные привести сложно, но можно дать несколько оценок, которые характеризуют масштаб рынка. Примерно два года назад общий объем рынка IP-камер в России оценивался в 350-400 тыс. шт. в год, а в течение 2013 г. только в рамках проекта «Безопасный город» будет поставлено около 350 тыс. камер. При этом стоимость чуть ли не самого распространенного в этом проекте купольного наклонно-поворотного уличного аппарата составляет более 1 тыс. евро. Понятно, что такие проекты бывают не каждый день, но на рынке систем безопасности давно никого не удивляет заказ в 500-1000 камер в один проект с почти моментальной отгрузкой со склада. Приведу пример: проработав с продуктами ZAVIO в 2012 г. около трех кварталов с момента их запуска в России, InPrice Distribution получила шесть или семь тендерных проектов с количеством до 400 камер, не считая ежедневных продаж.
CRN/RE: Каковы специфические особенности рынка систем видеонаблюдения?
Я.К.: Это консерватизм, высокие требования к маржинальности продуктов и относительная замкнутость в собственных рамках. Там все свое: пресса, игроки, правила игры. Компании рынка безопасности с неохотой работают с продуктами, широко представленными на смежных рынках и предпочитают специальные решения.
Если говорить об особенностях участников, то можно отметить, что по сравнению с ИТ-компаниями крупные торговые дома отличаются еще и стремлением закрепиться на смежных областях. Четкой специализации - реселлер, интегратор или интернет-магазин может не прослеживаться. Более того, бизнес компаний рынка безопасности, включая дистрибьюторов, имеет смешанный характер. Они предпочитают быть не только дистрибьютором, но и заниматься услугами по внедрению. Делиться проектами и идеями с партнерами-смежниками на этом рынке никто особым желанием не горит, игроки стараются предоставлять максимально комплексное предложение.
Рынок систем безопасности имеет меньше промежуточных звеньев для продвижения товара потребителю. Возможно, это свидетельствует и о его меньшем размере в сравнении с рынком ИТ, но, скорее всего, - отпечаток специфики. Это рынок проектов, и взаимоотношения строятся, в основном, непосредственно между поставщиком и корпоративным клиентом. Предметом сделки практически всегда является товар с необходимой услугой по его установке.
CRN/RE: Что вы можете сказать о темпах роста рынка видеонаблюдения и его отдельных сегментов?
Я.К.: Темпы роста сектора видеокамер, не считая крупных проектов, достигает 40-60% в год, а по NVR-системам - до 90-110%. Показатели просто ошеломляющие. Количество лицензий на каналы видеонаблюдения, проданных в Synology, удвоилось по отношению к 2012 г. уже за первый квартал 2013 г.
CRN/RE: Кто в основном заказывает системы видеонаблюдения?
Я.К.: Сегодня круг потребителей систем видеонаблюдения очень широк: офисы, магазины, школы, университеты, частные загородные поселки и жилищные комплексы, конечно же фабрики и заводы. Персональная видеокамера, вероятно, вскоре появится в каждом доме, дабы следить за няней, машиной на стоянке и др. Если говорить о том, в каких секторах были замечены наиболее крупные проекты, то можно назвать коммунальное городское хозяйство, банки, дорожное видеонаблюдение. В общем-то, достаточно взглянуть вокруг и вы увидите, что вас снимают.
CRN/RE: Как выглядит канал поставок систем видеонаблюдения?
Я.К.: На этом рынке работает менее десяти крупных дистрибьюторов и примерно 20 торговых домов из Москвы и Санкт-Петербурга. Внизу этой пирамиды находятся региональные торговые дома и фирмы, монтажные организации, большое число мелких интеграторов, бригады которых состоят в основном из фрилансеров, и какое-то количество интернет-магазинов, специализирующихся на этой продукции. Среди крупных импортеров надо отметить «Армо-Системы», OnCom, Luis+, DSSL, «Видау системс», «Гран При», «Эдванс Сетевое Видео» и ряд других. Что касается торговых домов, то тут выделяются «Аброн Холдинг», «Солинг», «Видеоглаз», Yum Trade, «Тинко», AmiCom, «КомКом», «Актив СБ», «Арсенал СБ», Ipera.
Масштаб бизнеса позволяет торговым домам иметь в своем ассортименте нескольких тысяч наименований продуктов. По обороту крупных игроков рынка безопасности можно сравнить с такими ИТ-компаниями, как НИКС или «Сетевая лаборатория». Оборот дистрибьюторов, вероятно, сопоставим с оборотом ИТ-дистрибьюторов второго эшелона. Хотя, отдельные фирмы по объему поставок приближаются к уровню, например, «Марвел».
CRN/RE: Какую доля занимают системы видеонаблюдения в проектах? Есть ли отдельные внедрения таких систем, не связанные с реализацией комплексных проектов? Каков процент отдельных внедрений?
Я.К.: Не считая целевых программ создания отраслевых систем видеонаблюдения и государственных/муниципальных проектов, у нас о системе видеонаблюдения принято задумываться чуть ли не на самых последних этапах сдачи проекта. Что, кстати, иногда приводит к структурным коллапсам, так как людям приходится внедрять «забытый» элемент в уже готовые инженерные системы объектов.
Несмотря на такое отношение система видеонаблюдения, особенно если она строится на основе оборудования ведущих брендов, может достигать 20% от стоимости всех инженерно-коммуникационных систем. Бывают примеры, когда этот процент еще выше - при больших размерах объекта и высокой плотности зон видеофиксации.
В структуре цены системы видеонаблюдения в среднем 60% приходится на камеры, 30% - на видеорегистрацию, 10% - на периферию.
CRN/RE: Насколько велика маржа в сегменте систем видеонаблюдения?
Я.К.: Маржа в 30-40% для дилера зачастую является нормой. Именно поэтому существует серьезная проблема: приходится решать, на каком рынке компания хочет работать фокусно. Решив работать на рынке систем безопасности, дистрибьютору придется ограничить влияние ИТ-рынка на эти продажи, иначе он потеряет возможность участвовать в проектах. Впрочем, никто не говорил, что ИТ-рынок не имеет влияния на рынок безопасности, и ценовой натиск со стороны ИТ-канала может в итоге иметь успех.
CRN/RE: Что ожидает рынок видеонаблюдения в ближайшем будущем?
Я.К.: Лет через пять граница между рынками ИТ и безопасности сотрется. С тех пор как камеры стали сетевыми и потребовали традиционных сетевых решений и масштабных СХД, в игру вступили известные ИТ-компании. Вскоре они неизбежно обратят боле пристальное внимание и на сегмент видеонаблюдения. А эффективность любого ИТ-дистрибьютора многократно выше дистрибьютора, работающего на рынке безопасности, в том числе по таким параметрам, как логистика, маржинальность, ценообразование.
В результате, многие нынешние многопрофильные игроки рынка безопасности будут неизбежно вытеснены из цепочки поставок, и им придется довольствоваться ролью нишевого системного интегратора или производителя ПО. Уже сейчас на рынке безопасности работают такие ИТ-дистрибьюторы как Soft-Tronik, InPrice Distribution, «Тайле», «Марвел». За ними придут многие другие, в том числе любители ценового маркетинга, и тогда на рынке безопасности начнет устанавливаться «новый порядок». Примеры такого «разгрома» уже есть в Европе и США, поэтому время передела рынка безопасности, а точнее превращение его в часть ИТ-рынка, уже не за горами.
Источник: CRN/RE