16 апреля 2013 г.
Соотношение предложения и спроса на позицию маркетолога-аналитика не очень большое - 2,6 резюме на 1 вакансию. Однако далеко не каждому кандидату работодатель готов предложить зарплату из четвертого зарплатного диапазона. Как стать не только редким, но и поистине уникальным специалистом, рассказывает рекрутинговый портал Superjob.ru.Должностные обязанности маркетолога-аналитика предусматривают не только организацию исследований и анализ их результатов, но и прогнозирование динамики важных для компании показателей, и разработку рекомендаций для их улучшения. Пожалуй, именно умение давать верный прогноз отличает профессионального аналитика от начинающего. А способность предсказывать изменение ситуации раньше конкурентов выдает не просто профессионала, но уникального эксперта.
Стать таким уникальным специалистом — мечта любого маркетолога-аналитика. Чтобы сделать ее реальностью, необходимо постоянно повышать свой уровень знаний, ориентируясь на последние достижения статистики и информационных технологий. И в этой связи обязательно необходимо обратить внимание на тот подход к прогнозированию данных, который предлагает data mining.
Чем принципиально отличается подход data mining? Он позволяет не только проанализировать ретроспективное поведение переменных, но и предсказать их изменение в будущем. Кроме того, если в традиционных моделях мы имеем возможность проверить только узкие гипотезы (например, отличается ли средняя сумма чека в магазине у женщин и мужчин) и на основании ряда таких гипотез построить более общую модель гендерных различий в покупательском поведении, то data mining позволяет изначально сформулировать более общий вопрос: какие факторы влияют на сумму чека? И здесь у нас больше шансов выявить мелкие различия, которые никогда бы ни пришло в голову сформулировать самостоятельно.
Наши зарубежные коллеги давно и успешно пользуются этими средствами. Так, сеть магазинов Target по ассортименту покупок выявляет женщин, готовящихся стать мамами, и формирует для них индивидуальные предложения, призванные не только расширить спектр товаров, которые они покупают в Target, но и превратить их в лояльных покупательниц на долгие годы.
В российских компаниях использование data mining пока не так распространено, хотя положительный опыт уже есть. Так, известная ИТ-компания «Иннова», специализирующаяся на онлайн-играх, смогла спрогнозировать нежелательное поведение игроков (окончательный уход из игры после первого же сеанса) и выработать меры, препятствующие такому поведению.
Значит ли это, что все маркетологи-аналитики должны в самое ближайшее время записаться на курсы data mining? Естественно, нет. Вполне возможно, что в вашей компании такой потребности пока нет и она появится нескоро. На сегодняшний день число вакансий, где от кандидатов требуется знание этого инструментария, можно пересчитать по пальцам двух рук. Однако если от точности ваших прогнозов напрямую зависит эффективность работы компании, освоение данной технологии будет очень полезным.
Должностные обязанности маркетолога-аналитика
- участие в разработке маркетинговой стратегии компании;
- сбор первичной и вторичной маркетинговой информации;
- организация проведения качественных и количественных маркетинговых исследований, взаимодействие с подрядными организациями, подготовка технических заданий;
- разработка инструментария исследований;
- анализ результатов маркетинговых исследований (оценка емкости рынка, сегментация рынка, анализ конкурентов, целевой аудитории, SWOT-анализ и т.д.);
- прогнозирование развития целевых показателей, разработка практических рекомендаций.
Зарплатные предложения и требования работодателей
Среднее зарплатное предложение для маркетолога-аналитика в Москве составляет 60 000 руб., в Санкт-Петербурге — 53 000 руб., в Волгограде — 32 000 руб., в Воронеже — 36 000 руб., в Екатеринбурге — 46 000 руб., в Казани — 36 000 руб., в Красноярске — 42 000 руб., в Нижнем Новгороде — 34 000 руб., в Новосибирске — 40 000 руб., в Омске — 36 000 руб., в Перми — 40 000 руб.,в Ростове-на-Дону — 36 000 руб., в Самаре — 35 000 руб., в Уфе — 36 000 руб., в Челябинске — 40 000 руб.
Соискатели, впервые претендующие на должность маркетолога-аналитика, должны иметь хорошую теоретическую подготовку, владеть специализированным ПО. В качестве кандидатов работодатели готовы рассматривать выпускников и студентов последних курсов факультетов маркетинга, экономики, социологии и математики. Молодые специалисты без опыта работы в маркетинговой сфере в Москве могут рассчитывать на зарплату от 35 000 до 45 000 руб., в Санкт-Петербурге — от 30 000 до 40 000 руб., в Екатеринбурге — от 27 000 до 35 000 руб., в Нижнем Новгороде — от 20 000 до 25 000 руб.
Вход в следующий зарплатный диапазон открыт маркетологам со стажем работы не менее 1 года, имеющим опыт участия в маркетинговых исследованиях и навыки написания аналитических отчетов. Их заработок в столице достигает 50 000 руб., в Санкт-Петербурге — 45 000 руб., в Екатеринбурге — 40 000 руб., в Нижнем Новгороде — 30 000 руб.
Повышает стоимость специалиста на рынке труда более солидный опыт работы (от 2 лет) и навыки самостоятельной организации маркетинговых исследований. Маркетологи, соответствующие вышеназванным критериям, в Москве зарабатывают до 70 000 руб., в Северной столице — до 62 000 руб., в Екатеринбурге — до 55 000 руб., в Нижнем Новгороде — до 40 000 руб.
Наиболее высокий доход у маркетологов-аналитиков, имеющих дополнительное профильное образование и стаж работы не менее 3 лет. Наиболее часто встречающееся требование к опытным специалистам — навыки стратегического прогнозирования и моделирования. Нередко работодатели требуют от кандидатов свободного владения английским языком. Верхняя граница зарплатных предложений для маркетологов-аналитиков в Москве составляет 100 000 руб., в городе на Неве — 90 000 руб., в Екатеринбурге — 75 000 руб., в Нижнем Новгороде — 55 000 руб.
Портрет соискателя
Согласно исследованию рынка труда, большинство соискателей должности маркетолога-аналитика — молодые женщины с высшим образованием. Мужчин в данном сегменте рынка труда 35%. Молодежь в возрасте до 30 лет составляет 63% от общего числа специалистов. 94% маркетологов-аналитиков имеют высшее образование. 36% кандидатов свободно владеют английским языком
Источник: Пресс-служба Superjob.ru